Главная - СМИ о нас - TheRunet.com; 15.06.2016 г.; «В течение 10 лет коворкинги составят конкуренцию привычным бизнес-центрам».

TheRunet.com; 15.06.2016 г.; «В течение 10 лет коворкинги составят конкуренцию привычным бизнес-центрам».

Публикуем колонку Романа Федорова (Дерево Коворкинг Хостел), в которой автор рассказывает, как совместные рабочие пространства развиваются в различных регионах России и почему в Москве к коворкингам относятся с недоверием.

TheRunet.com; 15.06.2016 г.; «В течение 10 лет коворкинги составят конкуренцию привычным бизнес-центрам».. Фото 1

В Москве сосредоточена фактически половина всех российских коворкингов — 53 заведения. При этом популярностью пользуются около десятка из них. Среди самых известных — «Рабочая станция», «Ключ», пространства на территории Флакона, DI Telegraph, Дерево Коворкинг Хостел и др. В Санкт-Петербурге их 14. А всего в России действует немногим больше сотни площадок. Их региональное распределение связано, прежде всего, с наличием в том или ином городе потенциальных посетителей. Чаще всего резидентами коворкингов становятся программисты, дизайнеры, архитекторы, предприниматели и т.д.

Востребованность в специалистах этих направлений определяет спрос на рабочие пространства. Так, в Самарской области рынок коворкингов развивается более активно, чем, к примеру, в Пермском крае: семь площадок против одной. Их необходимость зависит также от динамики деловой жизни в городе/регионе. Коворкинги пользуются популярностью там, где развитая бизнес-инфраструктура. К примеру, в Новосибирске уже функционируют четыре места.

В отличие от других регионов в Москве свои нюансы. Здесь отношение к таким пространствам неоднозначное, они ассоциируется больше с фрилансерами, чем с бизнесменами. Поэтому малые предприниматели, будучи потенциальными клиентами, с недоверием относятся к услугам рабочих пространств.

TheRunet.com; 15.06.2016 г.; «В течение 10 лет коворкинги составят конкуренцию привычным бизнес-центрам».. Фото 2

Плюсы и минусы коворкинга для ведения бизнеса

Основные преимущества коворкинга для бизнеса:
1.Небольшие и прогнозируемые затраты.
2.Прямой контакт между резидентами площадки, обмен опытом и возможность найти партнеров, заказчиков.
3.Возможность проведения мероприятий, с помощью которых представители регионального малого бизнеса могут оставаться в курсе актуальных событий деловой среды. С этой целью у нас в стране запущена программа развития коворкингов в регионах, в рамках которой проводятся встречи в перспективных с точки зрения данного бизнеса городах: Орле, Владимире, Нижнем Новгороде.

К недостаткам размещения в коворкинге можно отнести следующие:
1.Шумная обстановка. Постоянное общение по телефону и прочие активности создают рабочую атмосферу, но в то же время являются отвлекающим фактором.
2.Гласность. Размещение в коворкинге не подойдет тем, кому важно держать информацию о своем бизнесе в секрете от окружающих.
3.Небольшая архивная зона. Здесь сложно будет разместиться компаниям с большим количеством документов.
4.Формат площадки. Рабочие пространства не подойдут тем, кто относит себя к luxury-сегменту, например, свадебным агентствам. Размещение в коворкинге им может быть интересно с точки зрения затрат и остальных параметров, но для проведения встреч с клиентами нужен собственный офис, пусть и небольшой.

TheRunet.com; 15.06.2016 г.; «В течение 10 лет коворкинги составят конкуренцию привычным бизнес-центрам».. Фото 3

Какие уникальные решения представлены на рынке коворкингов

Среди рабочих пространств появляется все больше нестандартных форматов. У каждого — своя история, нечто особенное, что привлекает клиентов. Так, коворкинг «Ключ» позиционирует себя как площадку для технологических стартапов: есть лабораторная «чистая» зона и лекторий. По вечерам научные мероприятия сменяются развлекательными: проводятся вечеринки с электронной музыкой. В DI Telegraph — крупнейшие события отрасли. На его территории есть вместительный зал, где можно проводить конференции, семинары, корпоративные праздники. Здесь одновременно могут разместиться до 500 человек.

Зачастую коворкинги открываются с расчетом на конкретного посетителя. Например, «Архитектурный коворкинг», объединяющий представителей творческих профессий, или «Академия Mastercity.ru», предоставляющая условия DIY-мастерам: столярам, слесарям, реставраторам и пр.

TheRunet.com; 15.06.2016 г.; «В течение 10 лет коворкинги составят конкуренцию привычным бизнес-центрам».. Фото 4

При позиционировании важным фактором является дизайн. Кафе-коворкинги такие, как Les или «Третье место», привлекают клиентов, ищущих помещение с почти домашней атмосферой. Есть также пространства с деловой обстановкой, к примеру, Cabinet Lounge. Мы учитывали сразу несколько параметров, важных для развития бизнеса в Москве:
1.Транспортная доступность. С одной стороны, расположение в центре города обеспечивает больший поток клиентов, но, с другой, арендная ставка там выше, чем за пределами ТТК и на окраинах города. Кроме того, в центре ограничено количество парковочных мест — а это важный фактор для автолюбителей, высока вероятность попасть в пробки, большие потоки людей в час-пик и пр.
2.Комплексное предложение для клиентов. Объединив на одной площадке коворкинг, хостел и кафе-кулинарию, мы ориентируемся не только на столичных, но и региональных предпринимателей, желающих работать и строить свой бизнес в Москве. Такое решение (три в одном) дает возможность резидентам работать и жить в одном месте, экономя, как минимум, время на дорогу.
3.Новые форматы рабочего пространства. Каждая площадка стремится к расширению своей клиентской базы. На данном рынке очень важно быть гибким, привлекать новые аудитории, предлагать уникальные решения. К примеру, в ближайшее время мы планируем дополнить свою площадку центром прототипирования и моделирования. Благодаря установке соответствующего оборудования (3D-принтеров, 3D-сканера, фрезерного станка с числовым программным управлением, лазерного раскройщика и пр.) представители высокотехнологичных стартапов, которые зачастую ограничены в бюджетах, смогут решать свои задачи по построению моделей и созданию прототипов на одной площадке.

Перспективы развития рынка

Уже сейчас собственники бизнес-центров заинтересованы в переформатировании пустующих площадей в коворкинги. По сравнению с прошлым годом, количество подобных заявок в управляющие компании увеличилось на 18%, что говорит о высоком спросе на коллективные рабочие пространства как на альтернативу небольшим офисам. Эта тенденция характерна как для Москвы, так и регионов.

С другой стороны, все больше предпринимателей нуждаются в малых площадях. По данным группы компаний «ЭКООФИС», наибольшей популярностью среди арендаторов в первом квартале 2016 года пользовались помещения от 10 до 20 квадратных метров — 30,5% от всего спроса. При этом высокая потребность не означает, что аренда небольшого офиса по карману молодым предпринимателям. Ставки на них не снижаются, а стоимость обслуживания собственного пространства для компаний со скромным штатом выгоднее, чем стоимость мест в коворкинге.

Предлагаю сравнить, насколько коворкинг выгоднее аренды офиса. Для объективности беру в расчет данные по одному району Москвы — Даниловскому. Так, по информации агентства недвижимости Knight Frank, средняя ставка аренды 1 кв. м в 1 квартале 2016 года составила примерно 14 500 руб. Для четырех человек потребуется офис площадью минимум 20 кв. м. Соответственно, аренда составит 290 000 рублей в год. Прибавим к этой сумме:
•залог за первый месяц — 24 000 руб;
•расходы на уборку помещения 5 000 руб./мес;
•интернет 50 мбит/с — 5 000 руб. за подключение и абонентская плата 10 000 руб./мес;
•минимальные расходы на оргтехнику — 20 000 руб;
•расходные материалы — 40 000 руб./год;
•аренда переговорной комнаты — 5 000 руб./мес;
•мебель на одного сотрудника — 20 000 руб;
•также заложим непредвиденные расходы в размере 10% от общей суммы.

Итого: 768,9 тыс. руб./год. и 64,075 тыс. руб./мес.

При этом компании придется самой заниматься всеми организационными вопросами, что займет львиную долю времени.

При этом годовая аренда коворкинга, расположенного в том же районе, обойдется команде из четырех человек в 600 тысяч рублей. При этом фирма-резидент имеет в распоряжении переговорную комнату, лаунж-зоны, террасы, профессиональную технику и все расходные материалы. То есть, выгода в абсолютном выражении составляет чуть более 14 000 руб. в месяц и почти 170 000 руб. в год., что существенно для бизнеса, тем более начинающего.

Что касается перспектив, то, на мой взгляд, активнее всего в России будут развиваться специализированные заведения с уникальными предложениями, дизайном и атмосферой. Многие коворкинги представляют собой пустые комнаты со столами, креслами и розетками. Чтобы расти, на этом рынке необходимо выделяться. В регионах это особенно важно, так как потенциальных резидентов сложнее убедить в преимуществах такого формата работы.

В течение 10 лет коворкинги должны составить конкуренцию привычным бизнес-центрам. Офисы останутся востребованными только среди крупных компаний, малый бизнес будет начинать с коворкингов. В регионы эта модель развития тоже придет, только чуть позже. Для этого необходимо развивать инфраструктуру, создавать спрос, обучать потенциальную аудиторию.

Наши партнеры

ОБЪЕКТЫ НА КАРТЕ
Перезвонить вам?

Закажите бесплатный звонок консультанта. Мы перезвоним в ближайшее рабочее время и ответим на ваши вопросы или позвоните нам по номеру +7 495 727 20 20

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных
УЖЕ УХОДИТЕ?

У нас в собственности более 250 000м2 коммерческих площадей. Сократите время на поиски, укажите ваши контакты. Мы с вами свяжемся и предложим подходящие варианты уже сегодня!

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных
Подобрать помещение
Оставьте заявку, и мы подберем для вас лучшие варианты
ЗАЯВКА НА ЗВОНОК ПО СТРОИТЕЛЬНЫМ УСЛУГАМ
 – 
* Введите код указанный на картинке: 
обновить
картинку

Запрос предварительного расчета на Интернет и телефонию

Перед отправкой письма убедитесь, что вы правильно указали ваш e-mail адрес, иначе вы просто не получите ответ.

* Введите код указанный на картинке: 
обновить
картинку

ЗАПРОС НА ОХРАННЫЕ УСЛУГИ

Перед отправкой письма убедитесь, что вы правильно указали ваш e-mail адрес, иначе вы просто не получите ответ.

* Введите код указанный на картинке: 
обновить
картинку

Запрос на услуги ГК «Экоофис»

Перед отправкой письма убедитесь, что вы правильно указали ваш e-mail адрес, иначе вы просто не получите ответ.

* Введите код указанный на картинке: 
обновить
картинку

Запрос на уборку помещений

Перед отправкой письма убедитесь, что вы правильно указали ваш e-mail адрес, иначе вы просто не получите ответ.

* Введите код указанный на картинке: 
обновить
картинку

Запрос на размещение рекламы / вывесок

Перед отправкой письма убедитесь, что вы правильно указали ваш e-mail адрес, иначе вы просто не получите ответ.

* Введите код указанный на картинке: 
обновить
картинку

Запрос предварительного расчета ремонта помещения

Вы можете прикрепить архивный файл с картинками или таблицами в форме или выложить их на файлообменник и указать ссылку в комментарии.

Перед отправкой письма убедитесь, что вы правильно указали ваш e-mail адрес, иначе вы просто не получите ответ.

* Введите код указанный на картинке: 
обновить
картинку