1rre.ru; 15.03.2016г.; Нужны ли в МО коммерческие площади в таких объемах?
По сообщениям СМИ со ссылкой на пресс-службу зампредседателя правительства Московской области Германа Елянюшкина, в 2015 году девелоперы получили разрешение на постройку в регионе 5 млн кв.м коммерческой недвижимости, что на 43% больше, чем в 2014 году. При этом основное увеличение приходится на долю заводов (67%) и складской недвижимости (43%). Прирост планируемых объемов торговой недвижимости составил 35%, а офисов - 32%.
Будут ли коммерческие площади поглощены рынком? Насколько своевременным в кризисных условиях является их строительство?
Свое мнение высказывают эксперты рынка.
Андрей Ковалев, собственник ГК «ЭКООФИС»:
Увеличение девелоперской активности в сегменте складской и промышленной недвижимости – это логичное отражение потребностей нынешнего рынка. В рамках политики импортозамещения, которую активно продвигают наши власти, данный сегмент коммерческой недвижимости получил дополнительный импульс к развитию и стал одним из наиболее перспективных и устойчивых к кризису. В столице небольшие технологичные производства развиваются в рамках технопарков, которые обычно появляются на месте бывших предприятий и промзон. За последние 1,5 года спрос на небольшие помещения в подобных объектах вырос на 10-15%.
Как правило, в столичных технопарках располагаются компании, которые изготавливают пластиковые окна, детские игрушки, рекламную и сувенирную продукцию, осветительные приборы и многое другое. Разместить там более масштабное производство не получится, поэтому вполне логично, что они появятся в Подмосковье. В области достаточно много свободных территорий пригодных для строительства производственных и складских комплексов, при этом они находятся в непосредственной близости от крупнейшего рынка сбыта в стране – Москвы. Таким образом, новые площади, скорее всего, будут востребованы.
Дмитрий Пантелеймонов, директор по маркетингу и продажам ГК «Лидер Групп» Московского региона:
Рост объемов строительства производственной недвижимости в Подмосковье – это благоприятная тенденция, которая окажет влияние не только на рынок коммерческой, но и на рынок жилой недвижимости. Сегодня одна из главных проблем жилищного строительства – это недостаточная инфраструктура и массовая маятниковая миграция, которая создает огромную нагрузку на транспортную сеть. Создание новых производственных предприятий и офисных центров за МКАД – это сотни, тысячи новых рабочих мест, которые могут получить жители близлежащих Подмосковных городов, в том числе – будущие жители новых микрорайонов.
Хочется отметить, что вопрос о наличии рабочих мест – это один из наиболее частых вопросов, которые задают потенциальные покупатели квартир в подмосковных новостройках. Кроме того, развитие производства даст дополнительный импульс развитию социальной инфраструктуры и транспортной системы. Что, в свою очередь, создаст для жителей условия для еще более комфортного проживания.
Эвелина Ишметова, заместитель генерального директора компании RRG:
Думаю, в Московской области есть потенциал для всех видов коммерческой недвижимости.
Согласно предварительной оценке Росстата численность населения Московской области в начале года составила 7 312 439 человек. Если рассматривать обеспеченность торговыми центрами, общей площадью от 5 000 кв.м, то на текущее время объем предложения составляет 2 млн кв.м GLA. Это примерно 274 кв.м на 1 000 жителей, что явно меньше показателей самой Москвы. Обеспеченность жителей Москвы качественными торговыми площадями в 2015 году, к примеру, составила 431,6 кв.м на 1 000 жителей.
Даже с учетом тех объектов, которые находятся в стадии строительства и будут введены в эксплуатацию с 2016 по 2017 гг., общий объем предложения не превысит 2,5 млн кв.м.
Однако, стоит учитывать, что «ковровое покрытие» при планировании новых объектов - не самый логичный способ размещения ТРЦ. Ритейл следует за населением, чётко определяя места концентрации жителей и их платежеспособность. Именно поэтому, проводимые в 2014-2016 гг. работы геомаркетингового отдела RRG были нацелены на выявление т.н. «белых пятен», показывающих места с недоиспользованным торговым потенциалом для каждой товарной группы.
Складских помещений высокого качества на сегодня не так уж много. Если говорить о показателе прошлого года – 1,1 млн кв.м, по размерам это сравнимо с двумя комплексами «Северное Домодедово». При этом вакантность в складском сегменте самая низкая.
Что касается индустриальных проектов, то спрос на местные производства в связи с санкциями вырос. Так что и в этом сегменте перспективы поглощения площадей весьма позитивные.
Строительство заявленных 463 тыс. кв.м офисов также представляются целесообразным. Спрос будет на современные БЦ площадью 10-20 тыс. кв.м в крупных городах с населением более 100 тыс., а также на отдельные бизнес-парки у МКАД. Кроме того, офисы потребуются в местах развития производств.
Будут ли коммерческие площади поглощены рынком? Насколько своевременным в кризисных условиях является их строительство?
Свое мнение высказывают эксперты рынка.
Андрей Ковалев, собственник ГК «ЭКООФИС»:
Увеличение девелоперской активности в сегменте складской и промышленной недвижимости – это логичное отражение потребностей нынешнего рынка. В рамках политики импортозамещения, которую активно продвигают наши власти, данный сегмент коммерческой недвижимости получил дополнительный импульс к развитию и стал одним из наиболее перспективных и устойчивых к кризису. В столице небольшие технологичные производства развиваются в рамках технопарков, которые обычно появляются на месте бывших предприятий и промзон. За последние 1,5 года спрос на небольшие помещения в подобных объектах вырос на 10-15%.
Как правило, в столичных технопарках располагаются компании, которые изготавливают пластиковые окна, детские игрушки, рекламную и сувенирную продукцию, осветительные приборы и многое другое. Разместить там более масштабное производство не получится, поэтому вполне логично, что они появятся в Подмосковье. В области достаточно много свободных территорий пригодных для строительства производственных и складских комплексов, при этом они находятся в непосредственной близости от крупнейшего рынка сбыта в стране – Москвы. Таким образом, новые площади, скорее всего, будут востребованы.
Дмитрий Пантелеймонов, директор по маркетингу и продажам ГК «Лидер Групп» Московского региона:
Рост объемов строительства производственной недвижимости в Подмосковье – это благоприятная тенденция, которая окажет влияние не только на рынок коммерческой, но и на рынок жилой недвижимости. Сегодня одна из главных проблем жилищного строительства – это недостаточная инфраструктура и массовая маятниковая миграция, которая создает огромную нагрузку на транспортную сеть. Создание новых производственных предприятий и офисных центров за МКАД – это сотни, тысячи новых рабочих мест, которые могут получить жители близлежащих Подмосковных городов, в том числе – будущие жители новых микрорайонов.
Хочется отметить, что вопрос о наличии рабочих мест – это один из наиболее частых вопросов, которые задают потенциальные покупатели квартир в подмосковных новостройках. Кроме того, развитие производства даст дополнительный импульс развитию социальной инфраструктуры и транспортной системы. Что, в свою очередь, создаст для жителей условия для еще более комфортного проживания.
Эвелина Ишметова, заместитель генерального директора компании RRG:
Думаю, в Московской области есть потенциал для всех видов коммерческой недвижимости.
Согласно предварительной оценке Росстата численность населения Московской области в начале года составила 7 312 439 человек. Если рассматривать обеспеченность торговыми центрами, общей площадью от 5 000 кв.м, то на текущее время объем предложения составляет 2 млн кв.м GLA. Это примерно 274 кв.м на 1 000 жителей, что явно меньше показателей самой Москвы. Обеспеченность жителей Москвы качественными торговыми площадями в 2015 году, к примеру, составила 431,6 кв.м на 1 000 жителей.
Даже с учетом тех объектов, которые находятся в стадии строительства и будут введены в эксплуатацию с 2016 по 2017 гг., общий объем предложения не превысит 2,5 млн кв.м.
Однако, стоит учитывать, что «ковровое покрытие» при планировании новых объектов - не самый логичный способ размещения ТРЦ. Ритейл следует за населением, чётко определяя места концентрации жителей и их платежеспособность. Именно поэтому, проводимые в 2014-2016 гг. работы геомаркетингового отдела RRG были нацелены на выявление т.н. «белых пятен», показывающих места с недоиспользованным торговым потенциалом для каждой товарной группы.
Складских помещений высокого качества на сегодня не так уж много. Если говорить о показателе прошлого года – 1,1 млн кв.м, по размерам это сравнимо с двумя комплексами «Северное Домодедово». При этом вакантность в складском сегменте самая низкая.
Что касается индустриальных проектов, то спрос на местные производства в связи с санкциями вырос. Так что и в этом сегменте перспективы поглощения площадей весьма позитивные.
Строительство заявленных 463 тыс. кв.м офисов также представляются целесообразным. Спрос будет на современные БЦ площадью 10-20 тыс. кв.м в крупных городах с населением более 100 тыс., а также на отдельные бизнес-парки у МКАД. Кроме того, офисы потребуются в местах развития производств.