Андрей Ковалев: Бизнесмен или мачо из клуба одиноких сердец?

Журнал «Промышленный маркетинг», №12 февраль 2005

Когда речь нынче заходит о российском бизнесе и о тех, кто с ним связан, воображение почему-то рисует эдаких бритоголовых пузанов с двойными подбородками в дорогих костюмах от кутюр - смесь а-ля-брежнев + а-ля-капоне. Много подобных типов постоянно маячат на телеэкранах. Они живо витействуют о бедах народа и как они страдают за него либо из окон своих кабинетов Госдумы, министерств, банков (продолжайте сами...) и «мерседесов», «лексусов», «ауди» (продолжайте сами...).

Увы, Москва наводнена сполна личностями такого рода, коих история, уверен, вскоре враз смоет, как пену, и позабудет. Вот почему выезжая на очередное редакционное задание на встречу с известным московским бизнесменом, честно говоря, я поначалу испытывал чувство некоей тоски - «опять мылить пузырь несуществующего гения»...
«Соль, текила и ломтик лайма»... - доносилось из радиодинамика в машине по дороге.

- А это и есть герой, с которым едем на встречу, - сообщил наш фотограф.- Он- автор этого шлягера.

«Интересно, - мелькнуло в голове, - песня неплохо написана мелодична, с чувством иронии и ритма. Тут что-то не вяжется - бизнесмен и музыкант? Как-то выпадает из общих стереотипов... » С тыльной стороны здания по адресу Трофимова 27/1 (с фасада - местная префектура) перед входом красуется скромная вывеска «Группа компаний Экоофис». На третьем этаже без долгих процедур нас проводили в кабинет руководителя. Сам он -высокий, стройный, подтянутый, вышел из-за массивного стола красного дерева, широко улыбаясь:

- Извините, сейчас по ТВЦ будет передача о пожарных, кадетах, которых мы опекаем, давайте посмотрим...

На экране телевизора вспыхнули кадры, где огне-борцы вовсю сражались с пламенем пожаров, а ребята-кадеты браво маршировали по плацу.

- Наша компания шефствует над Преображенским кадетским корпусом, - объяснил хозяин кабинета, протягивая визитку, где значилось «Андрей Аркадьевич Ковалев, Группа компаний «Экоофис», президент». - Уверен, бизнес должен не только расти, но и быть социально ответственным. Вот почему мы делаем все, чтобы наши подшефные кадеты имели все условия для учебы и были обеспечены от хороших парт до, простите, кроватей...

Тут с телеэкрана зазвучала песня, которую на сцене исполнял наш герой.

Потом, когда погас «голубой экран», и мы сели к разговору, Андрей Аркадьевич как бы изменился. В нем проснулся бизнесмен, и даже тон голоса стал четок и рублен.

- Основную деятельность наша группа компаний ведет в области недвижимости. Как это началось? Когда-то я был руководителем мебельного производственного объединения «Москворечье», куда входили несколько фабрик и два магазина. Потом я ушел в Рослеспром на должность заместителя Председателя. За время моего отсутствия новый руководитель довел предприятие «до ручки». Вернувшись на него обратно, я изменил стратегию. Оказалось, что в новых условиях гораздо выгоднее сдавать те же самые магазины в аренду, чем содержать их... Тогда мы взяли кредит в банке «СБС-Агро», переоборудовали помещения, сделали в них ремонт, и клиенты тут же нашлись. Так стали втягиваться в бизнес недвижимости. В январском номере журнала Русский «Forbes» группа компаний «Экоофис» значится среди 30 лидеров рынка коммерческой недвижимости в Москве и в рейтинге собственников занимает 15-е место.

- Как вам этот рейтинг? - полюбопытствовал я.

- По доходам, указанным в материале,- завышено, по площадям, которыми принадлежат нашей компании, - занижено, - ответил мой собеседник. - В настоящее время «Экоофис» владеет порядка 120 тысячами квадратных метров помещений. Компания развивает бизнес на комплексной основе, разрабатывая концепцию девелопмента и последующего обслуживания объекта. Мы приобретаем полуразрушенные, малофункциональные предприятия и делаем из них современные бизнес-парки со сложной структурой, отвечающей самым современным требованиям времени. В Восточном округе Москвы, например, рядом с метро «Ул. Подбельского», в районе, скажем прямо, со слаборазвитой инфраструктурой, мы открыли торгово-выставочный центр «Подсолнухи». Комплекс с таким же названием у нас действует на ул.Б.Семеновская рядом с м. «Электрозаводская».

- Но главный ваш «козырь» - это бизнес-парки в районе метро «Павелецкая», расположенные на территории бывшего завода кожевенных полуфабрикатов?

- Да, в эти объекты мы вложили кучу денег и сил, но это себя оправдало.

- А трудно ли делать бизнес в Москве?

- Москва - особый город. Чтобы вести здесь дела, необходимо иметь высокий профессионализм, волю, если хотите, «зубы» и упорство. Рынок недвижимости не терпит анархии и бесконтрольности. Возьмите печальный пример с «Трансвааль парком», трагическую годовщину которого мы отмечаем... Какие-то недоработки повлекли трагедию, жертвами которой стали невинные люди. Это страшно! Поэтому сетования некоторых бизнесменов насчет «забюрократизованности» Москвы, на мой взгляд, порой носят вполне эгоистический характер. Другое дело, что среднему и малому бизнесу в столице трудно выживать. И тут Правительству Москвы стоит протянуть руку. Мне кажется, что должна быть разработана комплексная программа поддержки малого и среднего бизнеса столицы с налоговыми льготами.

- А какие планы на будущее?

- Наша компания хорошо зарекомендовала себя на рынке недвижимости. У нас, например, сложились хорошие отношения с «Альфа банком», который предоставил нам программу кредитования от 100 миллионов долларов. Поэтому в ближайшее время мы планируем увеличить объем наших торговых и офисных площадей на 100 тысяч квадратных метров. Но, как ни крути, а рынок недвижимости в Москве ограничен в силу ее размеров. Поэтому наша компания разрабатывает стратегию развития в регионах. Недавно я побывал в Краснодаре и Ростове. Прекрасные города. Они быстро меняются в лучшую сторону. Центральная улица Ростова, например, ничем не уступает некоторым торговым кварталам Москвы. Стоимость аренды там также высока, а цены на строительство и процедуры оформления - ниже. Вот мы и присматриваемся к регионам с целью инвестиций в недвижимость. Думается, это правильная политика.

- В начале разговора вы упомянули о социальной направленности бизнеса. Это нынче модная фраза. А как вы понимаете ее?

- Видете ли, российский бизнес растет и развивается, как ребенок. Посему с развитием и приходит осознание необходимости не только зарабатывать, но и что-то делать ради блага общества. Пример нашего шефства над Преображенским кадетским корпусом... Мне хочется видеть конкретную отдачу от нашего спонсорства. Другой пример. Наша компания активно помогает Центру социальной поддержки населения Южнопортового района, где обучаем сотрудников различных учреждений. При этом мы пригласили туда лучших экспертов и педагогов, которые читают лекции на высоком профессиональном уровне. И когда я пришел туда и побеседовал с людьми, которые там обучаются, вдруг увидел, насколько им это нужно и как они благодарны за это содействие. Вот почему, я считаю, только адресная социальная направленность бизнеса может дать хорошие результаты.

- Скажите, если не секрет, откуда у вас профессиональный управленческий опыт? Ведь руководить таким бизнесом довольно сложно, учитывая ожесточенную конкуренцию на рынке.

- Знаете, скажу откровенно, мне много дала работа на госслужбе... Я работал и в Министерстве лесной промышленности, и в антимонопольном комитете, и в Министерстве природных ресурсов. Я даже стал вице-президентом российского Союза промышленников и лесоэкспортеров...

- Ну, тогда вы знаете доподлинно о печальном положении дел в лесной промышленности...

- Конечно, это - тема другого долгого интервью... Но опыт государственной службы мне очень пригодился в бизнесе, где также нужен профессионализм планирования,управления и контроля.

- Теперь давайте отвлечемся от бизнеса и поговорим просто о жизни... По дороге к вам по радио я слушал шлягер, написанный и исполненный вами. По телевидению показывают ваш концерт... Что это? Другой Ковалев - не бизнесмен, а певец и композитор?

- С музыкой я дружу с детства - моя мама была оперной певицей в Большой театре, где за кулисами прошло мое детство. Искусство живет во мне. Художественное образование я получил в Строгановском училище, а музыка... музыка мирно жила во мне до того момента, как влюбился... По уши, в прекрасную девушку - супермодель с характером дикого мустанга... Ей я и посвятил свою песню. Прослушав ее, мой главный критик - мама, сказала: «Неплохо, но вокалу надо учиться». Вот и учусь...

- Берете уроки вокала?

- Да, у известного педагога, к которому ходят многие публичные люди, в том числе и бизнесмены...Хочется делать все профессионально.

Вышедший в прошлом году дебютный альбом Андрея Ковалева «Соль, текила...» (Граммофон рекордз) сразу же обрел успех у слушателей. Клип, снятый по мотивам заглавной песни, вышел зубодробительным. В нем главный герой - благородный мачо, мужественно защищает красавицу-синьориту от домогательств неких «бандидос», сломавших, к тому же, его любимую гитару... В клипе есть и драки, и соль с текилой, и ломтик лайма...

- Скажите, как это все сочетается: бизнесмен и певец-романтик?

- Трудно о себе говорить... Возможно, тут и есть тайны русской души. Мы можем быть увлеченными в работе, но можем быть и иными вне ее...Я, например, сам спланировал архитектурный облик моей квартиры....По мне, уж если делать дело, то отдаваться ему целиком, дышать полной грудью и жить на предельной скорости. Мне, например, доставляло удовольствие сниматься в клипе и самому, без дублера, выполнять трюки, в том числе и во время постановочных драк... Кстати, в этих сценах играли мои друзья-байкеры, и мне было очень сложно пересилить себя и наносить им удары. Но искусство требует жертв...

- Как, вы еще и байкер?

- Давний, со стажем... Еще подростком гонял на своем первом древнем, как мир, мотоцикле МЦ. На нем я прошел свое крещение... Ныне у меня машина другая.

Тут А.Ковалев достает и показывает фото, где он запечатлен на супернавороченном мотоцикле «Хонда голд винг» на Арбате в компании байкеров. Если бы не снимок, мне трудно было бы представить этого строго одетого высокорослого мужчину в очках в роли мотоциклетного фаната. Воистину, несчислены загадки души русской...

- Во всем мире байкер и преуспевающий бизнесмен - понятия несовместимые, как мне кажется...

- Вы не правы... Среди московских байкеров немало преуспевающих людей. В этой среде принято давать прозвища. Многие из них весьма показательны. Например, Принтер - хозяин типографии, Полковник -думаю, понятно, или Ритуальщик... Так что не все байкеры молодежь без тормозов. Это не так. В их клубах есть своя байкеровская этика и законы. Например, фаны известного клуба «Ночные волки» ездят только на чопперах, коих владельцы спортивных байков прозвали «железяками».

- Однако байкеровский облик, на мой взгляд, как-то не очень вяжется с вашими лирическими песнями и стихами...

- Почему байкер не может быть лириком?!

- А как насчет личной жизни?

- Холост, есть невеста на примете, знакомьте...

- И все же...Музыкальная карьера (в бизнесе вы уже состоялись) - это иной угол зрения...

- Безусловно. Шоу-бизнес - это особый мир, он, пожалуй, даст сто очков форы бизнесу в недвижимости. Я как-то на одном из концертов сказал, что стал заниматься бизнесом, чтобы позволить себе сделать свой собственный продюсерский центр. У меня есть своя студия звукозаписи, оснащенная по последнему слову техники...Это - чтобы не зависеть от акул шоу-бизнеса. Кстати, вскоре вместе с радио «Попса» я планирую создать шоу «Попса в шоколаде», эдакую «Фабрику звезд состоявшихся людей». Мои песни? Они - от романтической лирики до рока, весь спектр чувств души. Многим нравится, и я этому рад. Кстати, недавно вышла книга моих стихов «Жемчуга и бархат». Почитайте на досуге...

С этими словами Андрей Ковалев протянул мне изящную розовую книжицу. Мы простились, ибо в кабинет бизнесмена, музыканта и байкера уже нетерпеливо заглядывали заждавшиеся подчиненные с докладами для своего шефа.

Потом, уже обработав собранный материал, я открыл книгу лирики Андрея Ковалева и в одном из его стихотворений, как мне кажется, нашел ответ на мучавший меня вопрос: кто он - этот бизнесмен?...


«Ох, судьба, моя судьба -
То работа,
То гульба...
Что ж, судьба, ты мне не рада,
Без любви я, как во мгле,
Всем даешь любовь-отраду,
А отраву -
только мне.»

Мой вердикт прост, ибо знакомство с Андреем Ковалевым пока шапочно. Но говорят, порою свежий взгляд несет истину. Владелец-миллионер группы компаний «Экоофис» - мачо из клуба одиноких сердец, ищущий гармонию души.Может быть, по этому и соль, и текила, и ломтик лайма.

Игорь Семенихин