Андрей Ковалев: "Москва должна стать удобным городом для всех". Business Мир&Дом.Commersial Realestate. 10/2006
Москва меняется на глазах. В каком городе мы будем жить через пять-шесть лет? «Мир&Дом Business»предлагает взглянуть на этот вопрос глазами Андрея Ковалева-депутата Московской городской думы (члена Комиссий по перспективному развитию и градостроительству, по экономической политике и предпринимательству, по культуре и массовым коммуникациям) и основателя Группыкомпаний «Экоофис».
- Андрей Аркадьевич, вам - как бизнесмену и политику - постоянно приходится делать прогнозы.Какой из них вы считаете самым удачным?
- Прогноз бурного роста цен на недвижимость.Это я предвидел еще четыре года назад. Посмотрите аналитические обзоры: за такое короткое время коммерческая недвижимость подорожалана порядок. Вложенный тогда миллион превратился в десять. Сейчас, когда люди привыкли к подобной динамике, мой прогноз не кажется выдающимся. А в то время я не мог убедить своих партнеров в том, что надо активно вкладывать средства и приобретать объекты. Зато теперь банки стоят в очередь, чтобы дать нам денег на редевелопмент, на новое строительство. Вобщем, с финансами проблем нет. Главная проблема- это люди. Не хватает проектировщиков, архитекторов, хороших управляющих объектами. Знаете, когда мы приобретали здание ВНИИ Монтажспецстроя, я молил Бога, чтобы там ещеостались работающие специалисты. Но увы...
Поэтому сейчас мы целенаправленно финансируем подготовку целого курса студентов-архитекторов.
- Вы одним из первых стали приобретать территории фабрик и заводов и превращать их в офисы.Что при этом происходило с производством? Сегодня многого ворят о программе вывода промышленных предприятий за пределы МКАД и сложностях, сэтим связанными. У вас есть опыт в этом деле?
- Честное слово, мне бы совесть не позволила купить действующее производство, а потом его ликвидировать. Когда мы приобрели промзоны, в них, кроме котельных и некоторых других сопутствующих служб, уже ничего не работало. Да и само пространство мало соответствовало представлениям о современной индустриальной недвижимости. Взять фабрику на Дербеневской: нагромождение невысоких зданий, мелкие клетушки. Какое актуальное производство в них можно разместить? Для офисов же подобные помещения подходят идеально. Если думать о развитии фабрики кожевенных полуфабрикатов, которая там была, то по любому все эти домики нужно было бы сносить и строить огромную производственную коробку. Только зачем возводить такое здание в центре Москвы?
К тому же на заводе даже в лучшие времена трудились человек пятьсот. Сейчас в нашем бизнес-парке работают, по меньшей мере, пять тысяч человек. Сами понимаете, во сколько раз больше налогов они платят.
Вообще, на мой взгляд, в столице сегодня наблюдается явный переизбыток производственных площадей. Из Москвы нужно делать деловой, культурный, туристический центр. Существует программа, в рамках которой с собственником каждого действующего производства в Москве пытаются выяснить, каковы его потребности в площадях, оборудовании, коммуникациях, людских ресурсах, и разработать план вывода предприятия из города.
- Но как ни идеально старые заводские помещения "Дербеневского" подходят под офисы, их все равно собираетес ь сносить...
- Да, мы не просто вложили деньги в недвижимость и теперь на этом живем. Мы активно развиваем территорию. Лет через пять на Дербеневской
начнется строительство современного торгового центра с четырьмя офисными башнями. На месте железной дороги вырастет жилой массив. Такая
красота будет - нам Сити позавидует. Чтобы не потерять арендаторов, будем вводить новые объекты очередями. На улице Подбельского уже через полтора года начнем котлован копать под новый проект. В комплексе будут офисные помещения, гостиница, торговый центр.
При проектировании торгового центра мы пользуемся услугами многих консультантов- очень не хотим ошибиться. Сейчас, когда город относительно насытился ритейлом, даже незначительные ошибки могут стать роковыми. Важно грамотно выбрать якорного арендатора, удобно расположить торговые галереи...
- Мы в своих проектах придаем очень большое значение креативной составляющей и считаем, что внаших офисах человек должен чувствовать себя в высшей степени комфортно. Поэтому-то на «Дербеневском» мы и установили фонтаны, лавочки, обвили плющом стены. В технопарке "Кожевники" мы организуем музей старинных паровозов, а еще установим настоящую водяную мельницу, которая будет молоть зерно, и тут же на месте из этой муки будут печь хлеб. Вобщем, устроим такой праздник для арендаторов. Конечно, это все на первый взгляд затратные мероприятия. Но я уверен, что деньги следуют за идеей, за креативом.
И полагаю, что скоро очень многие девелоперы возьмут такую идею на вооружение и будут разбивать на территории своих бизнес-центров декоративные сады, устраивать музеи и т.п. От этого только все выиграют.
- О креативе... Имена проектов «Экоофиса» приятно выделяются среди многочисленных московских «тауров» и «плаз». Как назовете новый торговый центр?
- Сегодня мы осуществляем полный цикл операций с недвижимостью - от проектирования и строительства до эксплуатации. Нам постоянно приходится создавать собственныес опутствующие производства. У нас уже есть своя кузнечная мастерская, которая производит решетки, фонари, перила, ограду. В ближайшем будущем наладим производство пластиковых окон, затем - собственных облицовочных материалов. Необходимо открыть транспортную фирму, которая бы занималась вывозом мусора, снега.
По поводу глобальных планов... Скорее всего, в ближайшем будущем произойдет объединение «Экоофиса» с одной крупной девелоперской компанией. Это будет первое слияние на строительном рынке России.
- Вы упомянули, что Москва должна стать туристическим центром. К сожалению, в развитии туристической индустрии мы отстаем очень и очень сильно. Что необходимо, чтобы вывести нас "на уровень"?
Столице нужен аэропорт не такой, как "Шереметьево", а хотя бы уровня "Домодедово". И современные дороги. Разные гостиницы, не только «пятьзвезд». А еще- пешеходные зоны. Один старый Арбат для европейской столицы- это очень мало. И надо активнее творить мифы. Они-основа туристической притягательности места. На Кипре всем гостям показывают камень, который метнул Геракл. Где документ, который это подтверждает? Нет такого! Все равно едут, чтобы посмотреть. Или место, где по легенде из пены вышла Афродита. Чем это подтверждено? Однако толпы женщин стремятся на этом побережье искупаться. Мы и тоже должны создавать такого рода знаменательные места. Например, открыть колодец, из которого умывалась Василиса Прекрасная, или огородить «пятачок», где был закопан меч Ильи Муромца...
- «Гостиницы не только уровня 5*»... Даже дорогие гостиницы сегодня в дефиците. Как стимулировать бизнесменов открывать дешевые?
- Гостиничная недвижимость по сравнению с офисной, сегодня невыгодна. Потому, что в гостиничном бизнесе успех очень сильно зависит от управления. В Москве торговый центр, в среднем, окупается за четыре года, бизнес-центр- за пять лет, а отель за восемь-десять. Поэтому, я думаю, будущее- за частными мини-гостиницами. Скоро они наводнят Москву. Сомневаетесь? Через несколько лет увидите и- вспомните меня.
- Для нового строительства в Москве актуальной является проблема подключения к городским коммуникациям. Как ее можно решить?
- Действительно, мощностей не хватает. И готовится положение, по которому строителям придется приобретать эти мощности по очень высокой цене. И тогда окажется выгоднее создавать собственные электростанции- крышные, подвальные, пристроенные с боку. Главное - понять, что свободных площадей в Москве остается все меньше и меньше, застройка становится плотнее, поэтому проблемы электроэнергиии водоснабжения будут только обостряться.
- Существует ли такой проект, который вам очень хочется, но никак не удается реализовать?
- Мне очень хочется сделать первый московский лофт, то есть преобразовать бывшее промышленное помещение в жилое. Но пока нет подходящих объектов.
- Уже сегодня престижность объектов около Третьего транспортного кольца резко выросла. В ближайшее время офисы в этой зоне будут приравнены к центральным, потому что хорошая транспортная доступность- большой плюс для города странспортными проблемами. Сейчас много говорят о строительстве Четвертого транспортного кольца и магистралей-дублеров. Одна из ближайших перспектив- строительство дублера Волгоградского проспекта. Радиальные магистрали надо сделать без светофоров. Понятно, что бюджетных средств на все не хватит. Значит, надо привлекать инвесторов.
Например, бесплатными площадями подземных торговых центров. Многие вопросы(например, благоустройство крупных магистралей за пределами МКАД) можно решить только вместе с правительством Московской области. Поэтому я за объединение. Все равно за пределами Кольцевой дороги уже все перепутано. Посмотрите: вдоль той же Ленинградки- там столица, здесь- область, там-опять столица. Это уже новый единый организм-Большая Москва.
И она должна быть удобным городом для всех.
- С 1 января 2007 года планируется отменить лицензирование строительной деятельности. Как вы к этому относитесь?
- Думаю, что с отменой лицензирования ничего не изменится. Столицу надо защищать от наплыва недобросовестных инвесторов. А лицензировать собственно строительные компании? Строительный бизнес слишком высокодоходный, в нем выгодно работать, а не быть аферистом.
Анна Насонова