Андрей Ковалев: "Поэт, Музыкант, Депутат", Тверская, 13 (7 июня 2007г, №68)

...Слава богу, встречаются еще в этой жизни люди, для которых звон монет не заглушил музыку души. Сказано красиво, но о нашем герое иначе говорить и невозможно. Потому что он- удивительно красивый человек. Поверим особам противоположного пола, они-то знают толк в красивых мужчинах. Ну скажите, какое женское сердце не дрогнет при виде гренадерского роста красавца, умеющего петь, играть на гитаресочинять стихи да при этом еще и умудряющегося оставаться удачливым политиком и бизнесменом! Впрочемтеперь он больше политик. Или больше поэт и музыкант? Как-то так удается ему удобно чувствовать себя и в рокерской «косухе», и в строгом деловом костюме московского законодателя. Вот такое лица необщее выраженье. Вот такая загадка. Которую корреспондент «Тверской,   13»  и попытался разгадать во время беседы с депутатом Московской городской Думы, членом фракции «ЕдинаяРоссия», поэтом, певцомруководителем  группы  «Пилигрим», телеведущим, меценатом, коренным москвичом и просто хорошим человеком-Андреем  КОВАЛЕВЫМ.

 

- Андрей Аркадьевич, как вы дошли до жизни  такой и запели, и заиг­рали, да так, что теперь многие звезды, да и про­стые смертные, поют ваши песни?

-   Влюбился. Хотите верь­те, хотите нет, но раньше я неписал ни стихов, ни му­зыки,  был,  что называется, твердостоящим на земле че­ловеком. И  вдруг понесло в  поэтически-музыкальные эмпиреи.   Все  получилось как-то само собой; то ли муза на меня напала, толи Пегас где-то заржал... А если се­рьезно, то во всем винова­ты, наверное, гены. Моя мама - оперная певица, солистка Большого театра.  Правда, отец- человек, от искусств далекий, он у меня кадровый военный, полковник, Но на­верняка  за  свою  военную жизнь тоже маршей  наслу­шался, а марш чем не му­зыка? Словом, о моей пред­расположенности к музыке и поэзии надо спрашивать не уменя, а у папы с мамой.

-   Насколько  я  знаю, большую часть жизни вы провели в сферах, дале­ких от искусства.

-Да, можно сказать и так. После школы пошел в МАДИ, потому что жил неподалеку. Окончил институт по вполне прозаической специальности «механическое оборудование автоматических установок», работал   инженером  в  КБ транспортного машинострое­ния. Там было не до песен - мы проектировали краны для загрузки ракет в подводные лодки.

-   Круто!

-   Да уж, куда круче...  О музыке в те годы как-то за­был, хотя в институте у нас была  рок-группа  «Пилиг­рим», я играл там на бас-ги­таре   и  пел.  И   в  инженер­ной своей ипостаси был уве­рен- музыка в моей жизни останется разве что воспо­минанием  о  студенческих годах. Я вообще думаю, что все мы, люди, за свою жизнь проходим  какие-то  совер­шенно   разные  стадии,   и очень важно понять, что вот вчера ты был таким, а се­годня  -  совсем другой.  Я как-то читал, что за челове­ческую жизнь тело полнос­тью меняет даже свой мо­лекулярный состав аж целых восемь раз! То есть все мы как бы перерождаемся, становимся   совершенно другими людьми! А жизнь у большинства остается такой же: работа- дом,  работа - дом. Согласитесь, это скуч­но...  Конечно, хорошую ре­лигию придумали индусы, у них человек перерождает­ся после смерти то в кош­ку, то в собаку, то даже в камень. Но мы-то не инду­сы, у нас жизнь на этом свете одна, и хочется прожить ее так, чтобы  не было обидно за  себя.   Все-таки  живем один раз, правда?

-   Это вы правильно го­ворите, но ведь не сразу же инженер Ковалев стал Ковалевым-музыкантом!

- Ой как не сразу! Прав­да, меня все равно тянуло к искусству,  хотя  от музыки это  было  еще далеко.   С детства увлекался лепкой и рисованием и вот, уже став инженером,  опять превра­тился  в студента,  поступив в Строгановское высшее ху­дожественное    училище. Впрочем,   и  там  я  учился вполне «заземленным»  ве­щам  -   проектированию  и    дизайну мебели. После чего 23 года жизни отдал лесной и мебельной про­мышленности. Сразу скажу - это была хорошая школа.

-   И эта школа привела вас в частное предприни­мательство?

-   Да, если хотите, так и напишите  -   мол,  Ковалев рискнул отправиться в само­стоятельное   плавание  по бурным водам российского капитализма. Хотя на деле все было куда проще: надо было как-то выживать в те года,  и я организовал коо­ператив«Престиж», занимав­шийся производством мебе­ли. За  15 лет дело окрепло и  выросло,  и  наш  коопера­тив   превратился   в   целое производственное  объеди­нение. Хотя слово «превра­тился» здесь в ряд ли подхо­дит,   скорее,   речь  может идти  о долгих годах упор­ной,  каждодневной работы, без выходных и праздников.

-   Вы по натуре трудо­голик?

-   Я  по  натуре человек, который  хочет все делать хорошо. А для этого  надо много работать. Так что как нам  не хотелось,  чтобы  все получалось само собой, а в жизни так не бывает, и все надо  зарабатывать своим трудом,   своими   потом   и кровью. Тогда и придет ре­зультат, тогда и придет уда­ча. Она, удача, вообще чаще всего приходит к упорным. Вот и можете считать меня не  столько трудоголиком, сколько  упорным  челове­ком.   Если   поставил  цель, надо ее добиваться. А ина­че и  ввязываться не стоит, правда?

-   Правда. А зачем Ко­валев-предприниматель ввязался  в администра­тивную работу? Там же и денег меньше, а хлопот- всегда выше головы?

-   Ответ простой- хотел попробовать себя  и  в этом качестве.  В середине 90-х работал в органах управле­ния лесным комплексом Рос­сии,  руководил Управлением федерального Министер­ства  по  антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

-   Не скучно было?

-   Что вы, какая там скука! Это же очень живая работа. Тем более в те годы только формировалась система уп­равления экономикой, и мне довелось быть в центре мно­гих событий и в отрасли, и в целом в экономической жиз­ни страны. Вот это уж точно, без  всяких преувеличений, великая школа, давшая мне, как личности, очень многое. Так же много дает мне и нынешняя работа в Московской городской Думе, куда я пришел  с поста  руководителя строительной    компании. Кстати, эта компания с полным правом может считаться пионером в области возве­дения офисных и торговых комплексов.  Это демокра­тичные и многофункциональ­ные сооружения, рассчитан­ные прежде всего на моло­дых предпринимателей.

-    А   почему   именно строительство?

-Вы будете смеяться, но опять   виноваты   гены!   У меня дед по отцовской ли­нии,  выходец из сибирской деревни,  был   плотником, построил немало красивей­ших домов в Омске. Так уж вышло,  что мне тоже  при­шлось работать и с деревом, и в строительстве.

-   Выходит, внук пошел по стопам деда?

-   Выходит,  так.   К  тому же дед мой был весьма об­щительным  человеком,   не исключено,  что  именно  от него я унаследовал и вкус к общественной деятельнос­ти. Когда пришел в Мосгордуму, многие мои знакомые удивлялись,  говорили,  мол, чего тебе  еще  надо,  Андрей, и к чему все эти лишние   хлопоты?   А   мне   это было интересно. У нас ведь многое зависит от того, ка­кие  законы   принимаются, как эти законы работают на практике.  Если  закон двусмысленный,  жди злоупот­реблений  и  прочих чиновничьих импровизаций. А это уже очень недалеко от произвола. Если строим демок­ратическое правовое госу­дарство, такого быть не дол­жно. Закон должен работать не на чиновника, а на об­щество, на каждого гражда­нина нашей страны. Сло­вом, работу законодателя я сегодня считаю самой важной и нужной государству, да и всем нам, россиянам.

-   Ваша работа заслужила высокую оценку государства  и  города.   Не случайно же в  1997 году вы стали кавалером меда­ли  «В  память 850-летия Москвы», распоряжением федерального правительства   в   2003   году   вам объявлена благодарность за  успехи  и  плодотвор­ный труд, а в июле 2004 года вы удостоились ор­дена Св. Станислава...

- Это высокие награды, и я ими горжусь. Но главной наградой для меня остается признание людей,  говорим ли мы о моих избирателях или   о   моих   слушателях. Если  говорить об активной общественной деятельнос­ти,  то я занялся  ею в  1997 году, став советником, а за­тем и председателем собра­ния  Южнопортового района Юго-Восточного админист­ративного округа столицы. Особым стал для меня день 4 декабря 2005 года, когда я   был   избран  депутатом Московской городской Думы по спискам партии «Единая Россия»  в  9-м  избиратель­ном округе. Это уже двой­ная ответственность и перед партией,  и перед жителями "моих"  районов  -  Выхино-Жулебино,   Кузьминок,   Капотни, Люблина, Марьина и
Некрасовки. Тут уж прихо­дится работать без скидок на отсутствие времени и на про­чие «объективные причины». Взялся за депутатский гуж- вези. Не можешь- уходи. На нас ведь люди смотрят и по нашей   работе   во  многом оценивают дееспособность государства. А это уже воп­рос доверия народа к влас­ти, без которого, как из вес­тно, все, даже самые красивые планы, так и останутся на бумаге. Вот такая ответственность лежит  на  нас, московских депутатах.  Мос­ква- мегаполис, а нас, де­путатов,  всего 35 человек. Поэтому мне, члену думской фракции «Единая  Россия», приходится трудиться сразу в  нескольких думских  ко­миссиях:   по  перспективно­му развитию и градострои­тельству,  по экономической политике  и   предпринима­тельству, по культуре и мас­совым  коммуникациям  и  а объединенной   Комиссии Мосгордумы  и  Московской областной Думы по координации законотворческой де­ятельности.

-   С этого места можно поподробнее?

- Вы имеете в виду мою конкретную депутатскую де­ятельность?   Пожалуйста, можно и поподробнее.  Вот, скажем,  прием населения. Для   меня  это важнейшая часть депутатской  работы. Ведь люди приходят к депу­тату, как правило, пройдя все мыслимые инстанции, и депутат для них-  последняя надежда. С простыми вопросами  сюда  не  приходят,   и каждое обращение требует серьезнейшей работы.  Конечно, большинство вопросов-  примерно шестьдесят процентов- связано с жиль­ем. Это и переселение жителей ветхих домов, и реализация программы «Моло­дая семья», и постановка на жилищный учет. Общаться приходится в основном с пожилым и людьми, с инва­лидами, и каждому хочется помочь. Когда получается, искренне радуюсь каждому удавшемуся делу. В отобра­тился ко мне 96-летний жи­тель Выхина-Жулебина Владимир Семенович Десятс­кий, очень уважаемый чело­век, почетный судья в отстав­ке, ветеран и инвалид Вели­кой Отечественной войны. У человека стаж судейской деятельности - 60 лет! А жи­вет он в «двушке» вместе с дочерью и ее семьей! Пока работал, о себе не беспоко­ился, ни о чем не просил, не заявил о себе и в то время, когда ветеранам давали квартиры. Ну порядочный, нормальный человек. А ког­да впервые в жизни пошел хлопотать о расширении жилплощади, получил... вежливый отказ! Не вписы­вался Владимир Семенович в чиновничьи инструкции, и все тут. Убежден- таких зас­луженных, по-настоящему скромных людей нельзя ос­тавлять один на один с жиз­ненно важной проблемой. Мы просто не имеем права так обращаться с нашими ве­теранами! Я подготовил ос­новательное письмо в мэрию Москвы, вмешался судебный департамент города. Низкий поклон Людмиле Ивановне Швецовой, о налично заня­лась решением этого вопро­са. Сейчас наш ветеран жи­вет в хорошей просторной квартире, написал всем, кто ему помог, благодарствен­ные письма, а мне даже по­святил поэму, которую на­звал "Наш депутат".

- Кроме жилищных есть и другие проблемы...

- Уж в чем-чем, а в про­блемах у нас недостатка не бывает. Много вопросов свя­зано, например, с транспор­том. Жители молодых рай­онов- Марьина, Выхина-Жулебина и Люблина- про­сят либо перенести останов­ки общественного транс­порта, либо создать новые. И хорошо, что этот «глас народа» был услышан влас­тями. Много вопросов по «социалке», здравоохране­нию, устройству детей в дет­ские сады. Словом, скучать нам, депутатам, неприхо­дится. Конечно, было бы самоуверенностью утверж­дать, что я решу все вопро­сы всех жителей этих райо­нов. Я буду радрешить хотя бы часть этих вопросов и именно для этого работаю. Только приемами населения не ограничиваюсь - провожу благотворительные концерты, которые всегда пре­растают во стречи с изби­рателями. Так родилась со­вершенно новая форма-прием населения после кон­церта. Помогаем мы и мно­годетным семьям, иинтер­натам №15 и 55. Вот узнал из газет о проблемах мно­годетной семьи Шишкиных из Воронежской области. Люди воспитывают 20 детей! Конечно, формально это не мой избирательный округ. Но как можно было бросать людей в беде? Пригласил Шишкиных в Москву, устро­или им экскурсию по го­роду, подарили стиральную машину и микроавтобус. Главное ведь даже не мате­риальная, а моральная под­держка людей, они должны знать, что нужны государству и обществу, что их не оста­вят с их проблемами.

АндрейАркадьевич, я знаю, что не малое внимание вы уделяете и под­держке детского спорта...

-  А как же иначе?! Ведь тут и смысл особый. Во-первых, дети таким образом уво­дятся с улицы, а во-вторых, нам надо думать о завтраш­нем дне нашего российского спорта, уже сегодня ис­кать и растить талантливых мальчишек и девчонок,  которые будут защищать честь нашей страны в ближайшем будущем.  Впрошлом  году организовали ко Дню Победы  большой  футбольный турнир московских команд, а в июне- международный детский футбольный турнир, посвященный Дню России. На День Победы в прошлом году в Капотне на стадионе "Смена» провели междуна­родный турнир детских ко­манд,  в которых участвова­лии  мальчишки из литовс­кого города Каунаса. Этих же ребят пригласили на День города в сентябре, размес­тили,  обеспечили отличным питанием, провели интересные экскурсии  по Москве. Кстати, ребята  из Каунаса приезжали и на День Побе­ды в этом году, сыграли в Марьине очень неплохо, за­няли  первое место,   и  мне приятно было  вручить  им кубок Победы. Уверен,  эти дети уже никогда не будут считать Россию  «агрессо­ром" и «оккупантом»,  они своими  глазами  увидели нашу  прекрасную столицу, получили здесь самый теп­лый,  радушный прием и  не только играли в футбол,  но и посмотрели Москву, побы­вали на Красной площади, в Троице-Сергиевой лавре   увидели другие достопри­мечательности Москвы.

Мы начали нашу бе­седу с упоминания о ва­шем вполне профессио­нальном увлечении музы­кой и поэзией. А это ведь неразрывно связано с группой «Пилигрим»?

-  Да, выправы, «Пилиг­рим»- это коллектив, с ко­торым я  работаю уже  не­сколько лет.  Хотя  история группы насчитывает уже не одно десятилетие...

Как это? Разве «Пи­лигрим» создан не в 2004 году?

-  Это и так, и не так. Дело в том, что в 70-е годы, когда я учился в МАДИ, у нас была группа стаким же названием. В те героические  времена   даже за название «рок-груп­па» могли подвергнуть суро­вому наказанию, и мыназы­вались ВИА - вокально-инст­рументальным ансамблем «Пилигрим». Хотя играли только западную рок-музыку. Потом студенческие годы ос­тались позади, а вместе с ними, казалось, навсегда, канула в Лету и группа «Пилиг­рим». И только спустя много лет, в 2004 году, мне удалось собрать новый состав музы­кантов «Пилигрима». Я стал солистом группы, а «по со­вместительству» и композито­ром, и автором текстов ко многим нашим песням. Так началась вторая жизнь «Пи­лигрима». Наш стиль я бы описал как хард-арт-рокс оттенком хеви-металл. Пер­вый концерт группы состоял­ся в мае того же 2004 года на фестивале «Байк-шоу» в Пуш­кине. Байкеры - они называ­ют меня Аркадичем - едино­душно поддержали сей твор­ческий порыв и с той поры числятся в самых преданных поклонниках «Пилигрима». В 2005-2006 годах группа отыг­рала множество концертов на столичных площадках, поуча­ствовали мы и в масштабных рок-фестивалях «Нашествие-2005» и «Эммаус-2006», в празднике газеты «Московс­кий комсомолец», в рок-фе­стивале «Наша экология души-IV», в праздновании пя­тилетия российского фан-клуба легендарной британс­кой рок-группы «Deep Purple», в сентябре прошлого года сняли наш первый клип, здесь с нами работал знаме­нитый клипмеикер Александр Солоха.

- Говорят, Александр Солоха очень требовате­лен даже к снимающим­ся у него звездам. Труд­но с ним работать?  

-   С  Солохой   работать интересно.  Мы  начинали с клипа  к песне «Соль, теки­ла, ломтик лайма...» Полу­чился ненавязчивый стеб над фильмами вроде «Десперадо».  Я  играл  этакого брутального мужчину в роскошной черной куртке, сшитой Машей Фоминой. Эта курт­ка с огромным скорпионом на  спине так понравилась мне,  что после съемок ос­талась у меня. Кстати, Маша придумала и мой образ: по­красила  волосы  в темный цвет, нарастила хвостик «аля Бандерас», сделала щетину, легкую  мексиканскую  бо­родку, а на «десерт» встави­ла в ухо серьгу.

-   Что, и ухо ради тако­го дела прокололи?

-   Нет, серьга была ложная,  и ухо прокалывать,  к счастью,   не  пришлось.  По сценарию должен был лу­пить своих противников. Но бить людей на съемках я не хотел,  ведь роли бандитов играли мои друзья-байкеры. Но Саша Солоха привлек к съемкам профессиональных каскадеров,  и  один  из них буквально потребовал,  что­бы я ударил  его  изо  всех сил. Он сказал мне: "Не бойся, это моя профессия. Меня ведь всю жизнь бьют...» Пришлось ударить,  причем по-настоящему, ведь по сцена­рию я защищал от подонков  роскошную     сеньориту... Этапной для нас стала и пре­зентация этого клипа в клу­бе  «Тень»  в  октябре  про­шлого  года,  когда  поклон­ники   рока  увидели  новый «Пилигрим» - более жесткий, слаженный  и   профессио­нальный.

-   10 мая в клубе «Тень» прошел очередной сольник «Пилигрима». Все вышло как задумывали?

- Да,  концерт удался, с нами вместе играл один из основателей  группы  «Кру­из» Валерий  Гаина,  высту­пили и наши друзья- груп­пы  «Артерия»  и  «Мастер». Было много спецэффектов и пиротехники, а закончи­лось все дискотекой, про­должавшейся до утра.

-   А чем сегодня занят «Пилигрим»?

-   Сейчас мы готовимся к очередному рок-фестивалю «Слава России! Слава Мос­кве!»,   который   пройдет  в столице в конце августа ны­нешнего года.  В прошлом году такой фестиваль про­шел  в  парке  «Кузьминки», и там, по нашим подсчетам, побывали до 100 тысяч зри­телей! А началось все с пер­вого фестиваля,  организо­ванного летом  2005  года, мы   тогда   провели   такие фестивали в Орле и в Ниж­нем  Новгороде.  Я  на  всю жизнь запомню  потрясаю­щую энергетику того  концерта, когда тысячи зрите­лей  в едином порыве пели вместе   со   мной    песню «Слава   России!»   Кстати, этой песней мы уже тради­ционно  заканчиваем   все наши  выступления.

-   Рок- музыка для мо­лодых?

-   Наверное, он начинал­ся как музыка для молодых, но ведь сегодня тем, кто в 70-е слушал  «Лед Зеппелин» или «Слейд», уже да­леко  за  сорок.   На   наших концертах  немало  людей именно этого возраста. Я бы  сказал,   что  рок  -  это очень искренняя, живая музыка для тех, кто не забыл о том, что у человека есть душа и жажда свободы. Это очень    честная    музыка, здесь все  по-настоящему, вживую...

- Кстати, о живой му­зыке. Вы ведь были в Мосгордуме  инициатором  и автором законопроекта, значительно урезающего возможности исполнителей под«фанеру»...

- Да, и многие встрети­ли этот законопроект в штыки, называлиего «дра­коновским» и« антидемок­ратичным». Но, простите, что демократичного в ис­полнении музыки под фо­нограмму на концертах? Ты зовешь людей на свое вы­ступление, а получается, ты их обманул, потому что твои зрители будут смот­реть, как ты открываешь рот, и наслаждаться искус­ством звукооператора. Чем не обман публики? Ведь натакие концерты прода­ются весьма недешевые билеты, и никто не предуп­реждает зрителей о том, что им предлагается послу­шать фонограмму, а не живое исполнение. Мы ис­ходили из того, что надо не запрещать исполнение на концертах под «фане­ру», а просто исполнитель обязан сообщать об этом зрителям, это должно ука­зываться на афишах, и цена билетов на «фанерные» концерты должна быть ниже, чем на концерты с живой музыкой. Тут есть еще одна сторона пробле­мы, я имею в виду необхо­димость повышения каче­ства нашей «попсы». При­ходит безголосый человек или группа безголосых, им пишут фонограмму- и го­тово! Потом они разъезжа­ют с этой фонограммой по стране и собирают деньги со зрителей. О каком качестве тут вообще можно говорить? Нам отвечают, что «без фонограммы не­возможно давать по пять концертов в день». Пра­вильно, невозможно. А ты не давай по пять концер­тов, если не можешь петь вживую! Зачем зрителей-то обманывать?! Чтобы де­нежек побольше заработать? Но это же, извините, мошенничество! Так что я - и не только я- категори­чески против использова­ния фонограммы након­цертах. Тут логика простая:  поешь- пой вживую или займись другим делом, а публике голову не морочь.

Андрей Аркадьевич, пятидесятилетие- вполне удобный повод для под­ведения  каких-то  пред­варительных итоговВы такие итоги подвели?

-Да нет, я как-то об этом не думал. По-моему, в под­ведении итогов есть что-то от   самолюбования;   вот, мол, какой я хорошенький, весь такой беленький и пу­шистенький, и то сделал, и этого добился...  Нет,  я  не думаю, что мне сейчас надо подводить итоги.  Пусть это кто-то   сделает  за   меня, если уж так хочется. Пяти­десятилетие  -  это,  навер­ное, время поразмышлять о том, что еще предстоит сде­лать в этой жизни. Оглядываться  назад не хочу,  надо идти вперед, ставить перед собой  новые цели  и доби­ваться   исполнения  своей мечты.

-   А  какая  «генераль­ная» мечта Андрея Кова­лева?

-   Да как и у всех - быть счастливым.

-   Получается?

-   Тоже как у всех иног­да бываю счастлив до озно­ба,  иногда кажусь себе не очень удачливым  человеком. Но это, наверное, нор­мально, это жизнь, и она не может состоять только  из белых полос. Секрет любо­го успеха- вера в себя, вера в свои  силы, а еще- лю­бовь.  Она движет всем  на этой  планете,  и  если у че­ловека нет в душе любви, он никогда ничего не добь­ется. И все. И в этом- весь секрет...

 

Беседу вел Григорий САРКИСОВ