Bpn.ru; 17.11.2015г.; Адаптировались ли офисы дорогих сегментов к кризису
Кризис достаточно сильно ударил по дорогим офисам. К этим сегментам, прежде всего, можно отнести класса "А" и "В ". Как отмечают эксперты, арендные ставки вынуждено упали на 20 - 30 процентов. Также значительно выросла и вакантность. Мы решили узнать у экспертов рынка, можно ли говорить о том, что дорогая офисная недвижимость приспособилась к тяжелому времени или это не так?
Фёдор Санько, MRICS, Старший Консультант, CBRE:
Тенденция адаптации наблюдается, однако до тех пор, пока на рынке будут вводиться в эксплуатацию новые объекты и бизнес будет реагировать сокращением издержек в виде возврата свободных площадей, в моменте, говорить об окончательной адаптации рано. Наибольшим спросом в сегменте класса А пользуются качественные объекты, где собственник проявляет гибкость, руководствуясь первостепенной целью заполнить вакансию и сократить издержки. Процесс адаптации будет значительно быстрее, если будут минимизированы внешние воздействия.
Андрей Ковалев, собственник ГК “ЭКООФИС”:
Сегмент высококлассных офисов особенно тяжело реагирует на кризис: с рынка ушло много международных игроков, формировавших спрос на А-класс, отечественные компании стремятся оптимизировать расходы, в том числе — и на офисные помещения. Соответственно, увеличивается доля пустующих площадей в дорогих высококлассных бизнес-центрах — таких цифр, пожалуй, рынок не видел даже в 2009 году. Свою роль здесь сыграли и высокие показатели ввода новых офисных площадей в предыдущие годы, в 2015-м этот процесс замедлился, но все равно спрос значительно отстает от предложения. Уровень вакантных площадей в офисных центрах А-класса может составлять и 25%, и 35%, есть и более высокие показатели.
Фёдор Санько, MRICS, Старший Консультант, CBRE:
Тенденция адаптации наблюдается, однако до тех пор, пока на рынке будут вводиться в эксплуатацию новые объекты и бизнес будет реагировать сокращением издержек в виде возврата свободных площадей, в моменте, говорить об окончательной адаптации рано. Наибольшим спросом в сегменте класса А пользуются качественные объекты, где собственник проявляет гибкость, руководствуясь первостепенной целью заполнить вакансию и сократить издержки. Процесс адаптации будет значительно быстрее, если будут минимизированы внешние воздействия.
Андрей Ковалев, собственник ГК “ЭКООФИС”:
Сегмент высококлассных офисов особенно тяжело реагирует на кризис: с рынка ушло много международных игроков, формировавших спрос на А-класс, отечественные компании стремятся оптимизировать расходы, в том числе — и на офисные помещения. Соответственно, увеличивается доля пустующих площадей в дорогих высококлассных бизнес-центрах — таких цифр, пожалуй, рынок не видел даже в 2009 году. Свою роль здесь сыграли и высокие показатели ввода новых офисных площадей в предыдущие годы, в 2015-м этот процесс замедлился, но все равно спрос значительно отстает от предложения. Уровень вакантных площадей в офисных центрах А-класса может составлять и 25%, и 35%, есть и более высокие показатели.