Cre.ru; 16.02.2018г.; Новые форматы, фрилансеры и взрывной рост трафика: чем запомнился 2017-й.
2017 год оказался отмечен снижением доли вакантных площадей. Основными причинами такой ситуации стали продолжающееся сокращение темпов ввода во всех сегментах рынка в последние три года, а также постепенное восстановление спроса, которое особенно заметно стало именно в 2017-м. Спрос вернулся даже на офисы А-класса, а торговые объекты с близкой к 100% заполняемостью есть в целом ряде округов столицы. Уровень вакантных площадей на рынке офисов, складов и торговых помещений сейчас рекордно низкий за период как минимум с конца 2013 г. По прогнозам ГК «ЭКООФИС», в 2018 г. рынок продолжит тенденцию к снижению уровня вакантных площадей — на 1-2% в зависимости от сегмента. Вероятнее всего, год окажется отмечен также осторожным ростом ставок (до 5-10%) во всех сегментах рынка.
2. На офисном рынке вырос спрос на «гибкие» офисы, коворкинги, аренду отдельных рабочих мест и переговорных, в том числе почасовую. Параллельно все более заметными в структуре арендаторов становятся самозанятые граждане — фрилансеры. Такой спрос вырос за год, по статистике обращений в ГК «ЭКООФИС», более чем на треть.
3. Несмотря на очевидную стабилизацию основных показателей, рынок торговой недвижимости продолжает определяться текущей экономической ситуацией и обусловленным ей низким уровнем платежеспособности населения. Это приводит, в частности, к увеличению развлекательно-досуговой составляющей в ТЦ. Особенно перспективен формат, объединяющий гастрономию и развлечения, — оба направления очень популярны сейчас у посетителей всех возрастов, это отличная доступная альтернатива городским ресторанам и концертным площадкам. Мы, например, приняли решение об открытии в 2018 г. масштабной площадки «Подсолнухи ART&Food» на 7000 кв. м — и набор арендаторов идет весьма стремительно, думаю, к февралю будем вводить лист ожидания.
4. Развитие системы городского транспорта положительно сказалось на трафике торговых объектов. В частности, именно в 2017 г. рынок в полной мере ощутил эффект открытия Московского центрального кольца. Если в первые месяцы после запуска МЦК трафик расположенных поблизости торговых объектов вырос лишь на 35-40%, то в 2017-м фиксировался уже рост в 2 и более раз. В нашем ТЦ «Подсолнухи», на территории которого находится открытая в прошлом году станция МЦК «Бульвар Рокоссовского», например, за год трафик вырос более чем в 12 раз.
5. Программа реновации вошла в 2017 г. в активную фазу. Рынок торговых помещений уже видит рост спроса на помещения до 100 кв. м в районах, которые вошли в программу реновации. По статистике ГК «ЭКООФИС», за последний год спрос на помещения 30-100 кв. м вырос на 30-40%.
2. На офисном рынке вырос спрос на «гибкие» офисы, коворкинги, аренду отдельных рабочих мест и переговорных, в том числе почасовую. Параллельно все более заметными в структуре арендаторов становятся самозанятые граждане — фрилансеры. Такой спрос вырос за год, по статистике обращений в ГК «ЭКООФИС», более чем на треть.
3. Несмотря на очевидную стабилизацию основных показателей, рынок торговой недвижимости продолжает определяться текущей экономической ситуацией и обусловленным ей низким уровнем платежеспособности населения. Это приводит, в частности, к увеличению развлекательно-досуговой составляющей в ТЦ. Особенно перспективен формат, объединяющий гастрономию и развлечения, — оба направления очень популярны сейчас у посетителей всех возрастов, это отличная доступная альтернатива городским ресторанам и концертным площадкам. Мы, например, приняли решение об открытии в 2018 г. масштабной площадки «Подсолнухи ART&Food» на 7000 кв. м — и набор арендаторов идет весьма стремительно, думаю, к февралю будем вводить лист ожидания.
4. Развитие системы городского транспорта положительно сказалось на трафике торговых объектов. В частности, именно в 2017 г. рынок в полной мере ощутил эффект открытия Московского центрального кольца. Если в первые месяцы после запуска МЦК трафик расположенных поблизости торговых объектов вырос лишь на 35-40%, то в 2017-м фиксировался уже рост в 2 и более раз. В нашем ТЦ «Подсолнухи», на территории которого находится открытая в прошлом году станция МЦК «Бульвар Рокоссовского», например, за год трафик вырос более чем в 12 раз.
5. Программа реновации вошла в 2017 г. в активную фазу. Рынок торговых помещений уже видит рост спроса на помещения до 100 кв. м в районах, которые вошли в программу реновации. По статистике ГК «ЭКООФИС», за последний год спрос на помещения 30-100 кв. м вырос на 30-40%.