Главная
/
СМИ о нас / Depat.info: Как извлечь «зелень» из офисного метра?
Depat.info: Как извлечь «зелень» из офисного метра?
Татьяна Ковалева, генеральный директор ГК «ЭКООФИС» делится опытом внедрения «зеленых» технологий в бизнес-центрах компании и возможности получения дополнительной прибыли от арендного бизнеса.
В настоящее время понятие «экологичный офис» достаточно растиражировано и отличается вполне определенными характеристиками. Это и используемые в отделке натуральные материалы, и наличие «зеленых зон» в общественных пространствах, и энергосберегающие технологии, и комфортная #эргономика, наконец, экономность в эксплуатации.
При этом набор «зеленых» характеристик офиса в значительной степени зависит от класса и времени постройки бизнес-центра. Например, в новых БЦ премиального класса, действительно, зачастую используются натуральные материалы, оборудуются современные системы вентиляции и регулирования температуры, обустраиваются специальные «зоны релаксации» и креативные «зеленые пространства». Разумеется, стоимость использования подобных инноваций достаточно велика.
В бизнес-центрах и бизнес-парках, действующих уже много лет, «зеленые» технологии тоже внедряются. Это мероприятия, которые возможно провести в уже работающем здании.
Например, раздельный сбор мусора или энергосберегающие технологии в освещении и потреблении воды. К подобным мероприятиям можно отнести создание условий для формирования у арендаторов «экопривычек». Например, установка контейнеров для раздельного сбора отходов, плакаты с напоминанием и т.д.
Кроме того, там, где есть возможность (например, в бизнес-парке с большой собственной территорией), организуются зоны релаксации.
По сути, мероприятия не требуют значительных затрат и не влекут за собой повышение ставки, что для арендаторов офисов класса В, В- и С может оказаться критичным. При этом, помимо реализации программы социальной ответственности, владелец такого БЦ получает еще и конкурентное преимущество, поскольку предлагает арендаторам более экономичный с точки зрения эксплуатации офис.
Немаловажным является влияние экоофиса на психологическую атмосферу и настроение арендаторов как настоящих, так и потенциальных. Ведь для многих понятие «зеленый» неразрывно связано с понятиями «экономно» и «комфортно».
Так, в своем бизнес-парке Дербеневский мы организовали пространства для отдыха и релаксации сотрудников, установили фонтаны, увеличили площади с живыми растениями. Это позволяет людям, не выходя из локальной рабочей зоны, прогуляться, размяться, а при необходимости провести встречи за пределами офисного пространства или просто сменить обстановку – посидеть на мягком диване с чашечкой кофе или чая, послушать спокойную приятную музыку.
Подобные форматы широко применяются при создании инфраструктуры в элитных жилых комплексах за рубежом, а в последние годы и у нас в России. После того, как мы внедрили описанные услуги во всех наших бизнес-парках, в течение последующих трех месяцев был отмечен рост спроса на офисные площади примерно на 30%.
Если говорить о стоимость аренды, то она зависит конъюнктуры рынка и объема инвестиций, вложенных в «зеленый» офис.
Так, в новых бизнес-центрах класса А и В+ девелоперы стремятся включать «экологию» в стоимость аренды. В этом сегменте данное действие оправданно: крупные компании, которые арендуют премиальные площади (особенно для представительских целей), готовы платить по повышенным ставкам за «зеленый» квадрат. Это придает им высокий статус в глазах партнеров и дополнительную привлекательность как работодателя.
В больших компаниях, где особое внимание уделяют социальным бонусам сотрудников (медицинские страховки, психологические разгрузки, отдых), а также эффективности использования рабочего времени, «экологичность» влияет на приоритет и выбор того или иного места « жительства» своей компании.
В бизнес-центрах низкого класса повысить арендную ставку «зеленого» квадрата вряд ли получится. Для потенциальных клиентов предпочитающих подобные офисы, – а это зачастую небольшие компании, – цена является главным критерием.
Таким образом, в демократичном сегменте, «зеленые» технологии повышают привлекательность офиса и снижают уровень вакансии.
А вот за наличие у здания сертификата BREEAM арендатор редко готов платить. Сам сертификат подтверждает, что в данном БЦ, действительно, присутствуют те или иные характеристики «зеленого офиса». Но позволит ли это повысить ставку или нет – зависит от других, перечисленных выше, факторов.