Говорим "девелопер", подразумеваем - ?...

Говорим "девелопер", подразумеваем - ?.... Фото 1
 
В законодательстве РФ такого понятия, как девелопер, нет. Существует только понятие инвестора, заказчика и подрядчика, также прописаны функции технического заказчика. Но, тем не менее, операторы рынка довольно уверенно причисляют себя к компаниям, основная деятельность которых именуется девелопментом. Выясним, что же именно кроется за незакрепленной законодательством дефиницией, и постараемся понять разницу между западным и отечественным представлениями о девелопменте.

Участники "Круглого стола" ответили на следующие вопросы:

  • Спектр услуг, предлагаемый девелоперскими компаниями?
  • Договор аренды помещения (обязательные пункты, прописываемые в договоре)? Риски при заключении договора с арендатором.
  • Динамика повышения арендных ставок вашей компанией?
  • Законодательство РФ и развитие девелоперских компаний на Российском рынке?
  • Как много девелоперских компаний придет на рынок в 2004 году?
  • Сколько времени требуется на окупаемость проекта?
  • Критерии отбора арендаторов?

Андрей Ковалев, президент группы компаний "Экоофис"

Вопросы:

1. Наша компания осуществляет полный цикл операций, связанных с недвижимостью, начиная с идеи, поиска объекта, его оценки, приобретения, инвестирования, проектирования, строительства, реконструкции, коммерческой реализации (сдачи в аренду), заканчивая эксплуатацией и управлением.

2. Обязательными пунктами в договоре аренды являются:

  • ценовые параметры;
  • материальная ответственность за неправильную эксплуатацию.

Обязательная неотъемлемая часть договора - акт приема-передачи и гарантийный взнос арендатора, который сохраняется арендодателем при преждевременном выезде арендатора.

3. Мы имеем обоюдную заинтересованность в заключении долгосрочного договора аренды. Обязательный пункт - изменение размера арендной платы на весь срок действия договора, но не более чем на 10% в год от суммы месячной арендной платы.

4. Деятельность девелоперских компаний регламентируется законодательством РФ. Трудно прогнозировать ситуацию в общем развитии девелопмента. По прогнозам экспертов, уже существующие компании должны развиваться и уже существующие проекты имеют стабильные рыночные цены.

5. Рынок коммерческой недвижимости постоянно растет. Он имеет высокую рентабельность и привлекателен для многих компаний. Так, многие банки создают свои девелоперские структуры, чтобы получать прибыль через реализацию проектов, которая зачастую выше прибыли от банковской деятельности.

Многие нефтяные и газовые компании вкладывают излишки денежных средств в частичное инвестирование отдельных проектов. Но, несмотря на это, условия вхождения в этот бизнес очень жесткие и требуют высокого профессионализма и достаточного опыта.

6. Несмотря на большое освобождение и вывод промзоны из города (по генплану к 2005 только в ЦАО 150 га), себестоимость квадратного метра обходится все дороже и дороже. Реализация любого проекта удлиняется по срокам и увеличивается по затратам.

7. При подборе арендаторов для наших объектов, безусловно, существует face control для того, чтобы обеспечить комфортные условия и безопасность для самих же арендаторов. Мы даже учитываем статус при подборе арендаторов предоставляющих сервисные услуги (такие как кафе, рестораны, химчистки, косметические салоны, медицинские центры и т. д.)