ИСКУССТВО УЛУЧШЕНИЯ СВЕТА. "ПОДСОЛНУХИ" - парк торговли и отдыха - настоящее будущее. "Деловая Москва", №42/2005г.

Осенним дождливым московским вечером, стоя среди залитых ярким солнцем зданий... Это не опечатка, уважаемый читатель, и не записки галлюцинирующего журналиста. Это - не более, чем попытка по возможности точно описать ощущения вашего корреспондента, посетившего на днях торговый комплекс «Подсолнухи», что у станции метро «Улица Подбельского».

Подобно тому, как хоро­шего, настоящего худож­ника безошибочно узнают по манере письма, ярко-желтый, нет — действи­тельно солнечный цвет корпусов, да и сама воз­душная и в то же время продуманная и рацио­нальная организация все­го пространства комплек­са сразу выдавала руку ав­тора. К тому же при всех функциональных разли­чиях по смелости и ориги­нальности цветового ре­шения «Подсолнухи» явно напоминали другой объект, о котором уже посала "ДМ" уже писала  некоторое время на­зад — бизнес-парк «Дербе­невский». И было совер­шенно очевидно, что авто­ром идеи, инвестором, за­стройщиком, управляю­щей компанией и собст­венником ТК «Подсолну­хи» в одном лице может быть только Группа ком­паний «Экоофис» - одна из самых известных фирм, работающих сегодня на столичном рынке коммер­ческой недвижимости.

- Вы знаете, что здесьбыло раньше? — спраши­вает меня вице-президент«Экоофиса» Татьяна Ко­валева.

Я, честно говоря, не по­мнил, хотя одно время мне приходилось довольно ча­сто бывать в этом районе. В приснопамятные време­на, да в общем-то и сей­час, райончик, прямо ска­жем, не напоминал Рио-де-Жанейро — серые пя­ти этажки, промзоны того же цвета, дымовые трубы, опять пятиэтажки... Рабо­чая окраина, в общем. И люди, почему-то не при­выкшие использовать ку­пание в роскоши в качест­ве оздоровительной процедуры.

- По-моему, здесь ниче­го не было, — ответил я, —во всяком случае ничего запоминающегося.

- А между тем, — сказа­ла Татьяна Викторовна, — всего пару лет назад на этом месте, еще с совет­ских времен, находился крупный автокомбинат.
Уже давно и безнадежно неживой, естественно. И все, что вы видите вокруг себя, —результат реконструкции, а не нового стро­ительства «с нуля». Навер­ное, нет необходимости объяснять преимущества такой бизнес-технологии. А удачность стилистичес­кого решения вы можете оценить сами.

Мы стояли под все тем же московским дождиком в центре большой площа­ди, окруженной с трех сторон светящимися в темноте «Подсолнухами», странно выглядевшими на ломаном разновысотном фоне старых скучен­ных пятиэтажек и промзданий. Быть может, эко­номическая неуспеш­ность всегда связана с эс­тетической бездарнос­тью, с отсутствием стиля, гармонии? Во всяком слу­чае, в «Подсолнухах» все было ровно наоборот — рентабельность красоты и практичность стильнос­ти. Комплекс полноцен­ности.

- Пойдемте посмотрим, как живут наши арендато­ры, — предложила Ковале­ва, и мы вошли внутрь ТК, попав сразу из промозгло­го октября в сухое ком­фортное лето.

- Наш основной прин­цип, — начала экскурсию вице-президент, — прием­лемые для любого покупа­теля цены в сочетании с безупречным качеством товара. «Подсолнухи» — не бутик и не элитный клуб,   хотя уровень комфорта и сервиса у нас соответству­ющий. Наш комплекс ориентирован на самого обычного человека, и прежде всего из числа жителей близлежащих районов. А они, как вы понимаете, не на «лексусах» сюда приез­жают. Благо комплекс рас­положен вблизи транс­портного узла.

Продуктовые супермар­кеты «Перекресток», «Эль­дорадо», магазин спор­тивных товаров, «Центр-Обувь». Везде было оди­наково чисто, светло и, не­смотря на изобилие това­ров, очень просторно. Нет, пустоты, конечно, не было нигде; было пространст­во — правильно организо­ванное внутреннее прост­ранство торговых помеще­ний комплекса, как сказал бы, наверное, специалист. Или, перефразируя клас­сика: чтобы товару — тес­но, а покупателям — про­сторно.

Мебельный салон «Ме­бель России» — один из са­мых крупных операторов, предл ага ю щих отечестве н-ную мебельную продукцию. В «Подсолнухах» он занимает целых 5000 кв. м. И если говорить о под­держке отечественного производителя, — нет, не говорить, а реально поддерживать, — то именно так здесь и происходит. Не само по себе, конечно, а усилиями ГК «Экоофис». Для человека, большую часть жизни прожившего в те времена, когда недо­укомплектованную табу­ретку можно было приоб­рести только с заднего крыльца и от Иван Ива­ныча, посещение сего­дняшнего мебельного магазина, как амнистия для невинно отсидевшего. В этом салоне было все — от простенького, рассчитан­ного на кухню в «хрущев­ке», столика, за которым запросто могла бы пообе­дать в три смены семья из двух человек, до натураль­но ореховой спаленки с кроваткой размером с не­большой аэродром. Запас­ной, разумеется. То есть на любой вкус, в смысле — взгляд, и кошелек. Нот-мерки на ладошках, ко­нечно, никто в 5 утра не сверял, но народ бодро и деловито ходил парами, кивал головами, тыча со знанием дела пальцами в упругие матрацы и бес­платно поправляя приче­ску перед трюмо ценой в годовую зарплату всего подъезда. Стиль господст­вовал и здесь. То есть, бе­зусловно, широта ассор­тимента означала разно-стилье, эклектику, но тем не менее вся экспозиция в целом выглядела доста­точно гармоничной. По крайней мере, мне так ка­залось. Вице-президент, однако, судя по выражеу музыкантов, подсказало Ковалевой эту нарушенность “чистоты мелодии”. Татьяна Викторовна поморщилась и, выходя из деревянного изобилия будущих декораций чьих-то жизней, произнесла:

- Энергетика не та, не совсем та.

Было понятно, что она имеет в виду не “Мосэнерго”, хотя и к этой замечательной в своем роде организации, как   выяснилось позже, у вице-президента тоже имелись некоторые вопросы.

В целом все это выглядело как экскурсия в будущее, ставшее вдруг настоящим. Впрочем, “Экоофис” всегда был если не впереди планеты всей, то впереди многих своих коллег-девелоперов определенно. Тем не менее, если честно, генетическое убеждение, что максимальный комфорт для покупателя и минимальные цены – две вещи несовместные, окончательно рассеялось у меня только в “Манере”.

“Манера” – это не арендаторы ТК “Подсолнухи”. “Манера” – детище самого “Экоофиса”. И все то, что было сказано выше о свете, воздухе, пространстве, стиле и прочих как бы нематериальных активах цивилизованного торгового бизнеса, воплощено здесь в лучшей манере, извините за каламбур. Магазин модной одежды и аксессуаров – таково полное название “Манеры”. Ни о чем, впрочем, не говорящее не побывавшему там. Безусловно, ни идеала, ни предела совершенству на свете нет, и в торговле в том числе, но есть “Манера”. А это уже близко. Выглядит все следующим образом. Большой, нет – огромный торговый зал, имеющий два света: естественный через потолочное остекление, так называемый “фонарь”, и обычный искусственный, но так искусно установленный, что кажется необычным. Вечером естественное светило уже, естественно, не светило, но освещения, тем не менее, хватало. В центре зала – расчетно-кассовый узел, как круглая барная стойка, но без высоких табуреток. Все остальное очень свободное пространство было отдано товару и покупателям, с тем, чтобы интимный психологический акт выбора нового пальто или даже беретика лишить ненужных соглядатаев в виде навязчивых продавцов или коллег-покупателей, которые сопят вам в затылок на рынке, примеряя из-за холода новые джинсы не сняв старых. Консультанты в “Манере”, конечно, имеются, и в достаточном количестве, но как полиция на Западе – нигде не видно, а чуть что – вот они. В общем, полная свобода выбора при полных вешалках и полках товара. Товар, кстати, исключительно отечественный. Миф о безоговорочном преимуществе импортного, похоже, давно развеялся, по крайней мере в Москве. Наши шьют не хуже по дизайну, а по качеству и добротности – даже лучше. И поневоле хочется вернуться к теме поддержки российского производителя. В “Манере” эту поддержку поистине можно увидить воочиую.

Теперь о грустном. О ценах. Но в “Манере” получается – о веселом. Пример: мужская зимняя куртка из натурального твида – 2600 рублей. И прочее в таком духе. Я, конечно, не большой специалист в торговле одеждой, но, по-моему, вовсе не исключен вариант массового исхода продавцов из гибнущих Лужников и Черкизовки и возврат их, продавцов, к традиционному виноградарству, скотоводству, инженерству и учительству. А покупатели, в свою очередь, тихонько пойдут в сторону цивилизованности, культуры продаж-покупок, самоуважения, стиля, воздуха и света. В сторону, например, “Подсолнухов” и ему подобных комплексов.

Татьяна Ковалева “Манерой” гордится. И ревностно следит за покупателями: нравится ли, все ли устраивает, подходит ли цена?

Простецкий коренастый мужик за шестьдесят с полустертым значком “адидаса” на груди; куртка года четыре назад была зеленого цвета. Ходит по залу, присматривается, приценивается. Такие люди с ходу не покупают. Подхожу, спрашиваю: почему не на рынке? “А была охота там толкаться!” Это – не мужик в старой дешевой китайской куртке. Это – симптом. Его же всю жизнь только и делали, что толкали. Но всё – “была охота!”. Пожилая мама со взрослой дочерью. Тоже, видно, не олигархи – без охраны, с одним зонтиком на двоих и силуэты не из “Бурды”. Купили дочке недорогое осеннее пальто, причем деньги достает мама из кошелечка с защелками-шариками. “А вам здесь нравится?” – “Да, потому что на рынке пока что найдешь, вся замерзнешь”. – “И цены здесь дешевые”, – добавляет дочка. Кстати, о дамских пальто. Курьезный случай, происшедший в “Манере” несколькими днями раньше. В торговый зал заходит мужчина, идет прямо к вешалке с женской одеждой, смотрит цену одной из вещей и начинает громко и нецензурно выражаться. Попробую воспроизвести, заменяя, как в телерепортажах, ненормативную лексику свистом.

- (Длительный свист) Черкизовка (свист) пальто (свист) жене за 8 тысяч! А у вас (свист) точно (свист) такое же (свист) висит (свист) за 3 (свист) с половиной! Ну я и (свист)!

Конечно, подарив чужому черкизовскому дяде свои кровные 5 тысяч, еще и не так засвистишь. С другой стороны – нет худа без добра: теперь человек уже знает, куда идти. А выбрать правильное направление – это уже половина успеха. А для девелоперского бизнеса, наверное, даже и больше. Конечно, надо еще все как следует просчитать, найти средства, собрать команду специалистов и сделать еще кучу вещей, прежде чем осенним дождливым вечером построенное тобой будет казаться залитым солнцем.

Татьяна Ковалева уходит из “Манеры” и, в очередной, наверное, сотый раз оглядывая торговый зал, говорит кому-то по поводу освещения, что удалось и что теперь свет стал лучше.

И похоже, что это правда – свет действительно становится лучше.

Владимир Швейский