Как красиво расстаться с сотрудником. CRE. 12(72)/16-30.06.07
Рынок недвижимости сегодня находится на подъеме. Конкурентная борьба, появление новых игроков в разных сегментах недвижимости, расширение штата требуют подготовленных работников. Но на лицо кадровый дефицит: настоящих профессионалов на рынке край не мало. А потому многие компании вынуждены переманивать ценных сотрудников у конкурентов, в других случаях в поисках лучшего места сами специалисты переходят в другие фирмы.
В поисках лучшей доли Вариант 1. «Сотрудник решил уйти сам»
Почему же работник переходит из одной компании в другую? Эксперты Cornerstone называют несколько причин, которые влияют на решение о смене работы. Это уровень зарплаты, дополнительные выплаты и поощрения, должность, невозможность карьерного роста, проблемы с руководством, социальные льготы, имидж компании, семейные обстоятельства и др.
Конечно, необходимо подчеркнуть, что причины увольнения в основном бывают сугубо индивидуальными. «Поводов для расставания может быть множество: желание работать в более крупной или, наоборот, небольшой компании, перспективы роста, более высокая зарплата, меньшая загрузка, офис рядом с домом... Но чаще всего кандидаты называют следующие факторы: отсутствие перспектив карьерного роста, низкая заработная плата, удаленность офиса от дома. И практически всегда соискатели винят прежнего работодателя», - отмечает Светлана Дюжинова, директор по развитию бизнеса APLGROUP.
Юлия Платонова, ведущий менеджер отдела управления персоналом Cushman & WakefieldStiles & Riabokobylko, отмечает: «Чаще всего решение об уходе возникает из-за несложившихся взаимоотношений как с непосредственным руководителем, так и с ближайшими сотрудниками». Но какие бы причины ни побудили сотрудника написать заявление об уходе, важно, как этот уход произойдет в реальности. С одной стороны, нужно учесть все правовые стороны вопроса, с другой-грамотно выстроить диалог c работником, соблюсти морально-этические нормы. Многие эксперты полагают, что основа для «красивого» расставания закладывается еще при приеме на работу.
Вариант 2. «Сотрудником остались недовольны»
Причины, по которым руководство компании хочет расстаться с сотрудником, тоже весьма очевидны. Это может быть низкая результативность, некомпетентность, неприятие политики и стратегии компании, дисциплинарные проступки, нарушение внутреннего трудового распорядка и корпоративных правил, разглашение или халатное отношение к сведениям, составляющим коммерческую или служебную тайну как компании, так и ее партнеров, несоответствие должности.
«В ситуации, когда инициатором увольнения является работодатель, все очень сложно. Исходя из моего многолетнего опыта, решение об увольнении работника приходит не сразу. Не все руководители готовы к таким радикальным мерам после первых же недоработок сотрудника и упущений в работе. Это решение созревает после того, когда эти упущения и недоработки становятся системой»,- признается директор по корпоративному управлению компании «ЭКООФИС» г-жа Гержан.
Всегда можно найти оптимальное решение и не доводитьс итуацию до критического состояния. Помнению г-жи Гержан, должна быть четко прописана система контроля, оценки и регулярной отчетности. Обязательно наличие промежуточных критериев оценки выполняемой работы поданной должности, а так же система материального вознаграждения и наказания.
Взаимовыгодный уход
Главным фактором при увольнении сотрудника является соблюдение бизнес-этики и правовых норм. Это выгодно для обеих сторон. Человек может получить хорошие рекомендации, которые помогут ему в устройстве нановую работу, а компания сохранить свое «лицо», избежит негативной информации о себе. Как известно, мир тесен, а уж рынок коммерческой недвижимости и подавно. Корректные и тем более дружеские отношения могут принести не малую пользу.
«Уволившийся сотрудник может стать в последствии клиентом, во-вторых, может порекомендовать знакомым нашу компанию, потому что, несмотря на увольнение, относится к нам с должным уважением. В-третьих, получиво пределенный опыт в другой фирме, он может вернуться к нам, если в компании будет вакансия. Во взаимоотношениях с сотрудниками корректность важна в любых обстоятельствах», - рассказывают специалисты НR службы Cushman & WakefieldStiles & Riabokobylko.
Для того чтобы процесс увольнения работника прошел без юридических осложнений, работодателю необходимо:
■ четко соблюдать ТКРФ,
■ заключить разного рода соглашения, фиксирующие ответственность за нарушение сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну, за утерю информационных носителей как самой компании, так и ее партнеров.
Но специалисты уверены, что юридические аспекты лишь отчасти являются сдерживающим моментом. Гарантом могут быть такие отношения между сотрудником и работодателем, когда работник ощущает себя частью общего бизнес-процесса, игроком единой команды, и компания всячески содействует и стратегически подкрепляет материальными и нематериальными методами данную позицию.
«При приеме на работу сотрудник должен подписать договор, где четко прописаны его обязанности. Иначе, если он не подписывал должностной инструкции, его будет сложно уволить, например, за плохую работу. Для топ-менеджмента, который является обладателем очень важной информации, некоторые компании внедряют правило «золотого парашюта» - выплата большого выходного пособия в обмен за обязательство сотрудника не переходить к конкурентам», - комментирует Анна Левицкая, старший менеджер по работе склиентами EMG Professionals.
«Когда речь идет о сохранении конфиденциальности информации, рассчитывать можно только на добросовестность увольняющегося, - признается Юлия Платонова.- Разумный человек понимает, что если он придет в новую компанию с чемоданом информации искажет: вот, украл для вас спрежнего места работы, новый работодатель задумается - интересно, а если мы несработаемся, через полгода этот кандидат так же унесет все наши конфиденциальные дела к конкурентам?»
Скажи мне, как ты уволился...
При отборе кадров очень важно знать причины увольнения сотрудника с прежнего места работы. «В нашей практике причины ухода, обозначенные кандидатом, часто не совпадают сточкой зрения предыдущего работодателя», - говорит Светлана Дюжинова. Анализируя эти разные или совпадающие аспекты (причины ухода из нескольких компаний), можно достаточно четко нарисовать портрет кандидата и избежать неприятного расставания в будущем.
«В ситуации «перегретого рынка» и кадрового дефицита, когда на одного человека приходится несколько предложений, чаще решение об увольнении принимают сами сотрудники. Причины увольнения, как правило, выясняются на первом интервью с соискателем, - считает Эдуард Бикбулатов, руководитель направления RealEstate: Developmentand Construction компании ANCOR. - Сотрудник мог не пройти испытательный срок, результаты его работы не устроили руководителей компании. Важно узнать, почему так произошло. Если человек был не успешен в одной компании, это не означает, что и на новой работе он непроявит себя».
«На собеседовании человек может обозначить свою позитивную роль, хотя причинами увольнения могли быть определенные конфликты, разность во взглядах на стратегию компании. И это не скажется негативно на решении о его приеме на работу», - отмечает Ольга Ворошилова, руководитель направления «Недвижимость и строительство» хедхантинговой компании Cornerstone.
Как отмечает г-жа Гержан, «Есть реабилитирующие причины увольнения, в частности увольнение по сокращению штатов, по соглашению сторон. За ними может стоять негласная оценка профессионализма работника, его отношения к работе, а так же личностные характеристики. Важное значение имеет информация о стремлении кандидата к карьерному росту. В ходе собеседования необходимо определить требования соискателя к новому месту работы, коллективу и определить, на сколько компания сможет удовлетворить эти ожидания. Неприемлемыми причинами увольнения с прежнего места работы являются лишь дисциплинарные проступки, профессиональная некомпетентность, разглашение служебной тайны и, к сожалению, болезнь, не позволяющая сотруднику работать с должной психофизической нагрузкой».
Уход профессионалов может поставить под угрозу большой проект, компания может потерять и технологии, и долю рынка, понизить свой статус в глазах клиента. Много времени, а зачастую и денег, отнимает процесс замены старого сотрудника на нового. Однако новый работник, возможно, принесет качественно иные свежие идеи, энергию иэмоции, обогатит и сплотит коллектив. «С уходом ценного работника компания чаще всего теряет какую-либо из составляющих своей деятельности. Это, разумеется, болезненно, но не всегда критично для бизнеса, - рассказывают специалисты Cushman & WakefieldStiles & Riabokobylko – Сотрудник, покинувший компанию получает широкие возможности и может свой потенциал в новых для себя обстоятельствах еще лучше. Мы, в частности, стремимся к снижению показателя количества лет, которые в среднем работают наши сотрудники».
Специалисты уверены, что на до красиво - без претензий и упреков, без скандалов, необходим конструктивный диалог, без эмоциональной окраски. Важно выяснить реальные факторы неэффективности, если сотрудника увольняют, и предложить иные варианты и направления. Если же сотрудник уходит по собственному желанию и компании грозит потеря профессионала с хорошими личностными качествами, то возможен counter-offer, усилия по удержанию работника, предложения и планирование карьерного продвижения, увеличения зарплаты и т.д.
Однако эффективность такого сотрудника довольно сомнительна. Избегать утечки кадров возможно только грамотным выстраиванием HR-технологии. «Безусловно, бороться за сотрудников, и сейчас на рынке недвижимости «борются» за кадры. Квалифицированного персонала действительно мало. Если человек решил уйти, удержать его можно: мотиворованным повышением зарплаты, изменением графика работы или перспективой карьерного роста. Естественно, все и индивидуально. Выверенная кадровая политика дает возможность искать замену job-тренинги, растить собственные кадры» - высказывается Ольга Ворошилова.
Движение кадров нарынке realestate естественный процесс, достижение «золотого рукопожатия» требует усилий как от компании, так и от сотрудника. Ведь кроме профессиональной кадровой политики самой компании необходимо совпадение потребностей ожиданий обеих сторон.