Kommersant.ru; 28.01.2016г.; «Экономические сложности вынудили многие компании отказаться от дорогой аренды»
95% арендаторов офисов средней ценовой категории интересуются площадью менее 150 кв. м. При этом не менее четверти от общего количества обращений составляет спрос на самые маленькие помещения — 10-20 кв. м. К такому выводу пришли специалисты ГК «Экоофис», проанализировав спрос за период с 2012 по 2015 год.
Собственно говоря, в разряде «В» и «В-» всегда были востребованы маленькие площади — как правило, этот показатель чуть превышал 90% спроса. Таким образом кризис лишь усугубил уже ранее существовавший спрос арендаторов на офисы «мелкой нарезки». Зато резкое снижение спроса наблюдалось для крупных офисов: если в 2012-2013 годах доля запросов на площадь от 1 тыс. кв. м составляла 5-6% от общего числа обращений, то в последние два года этот показатель снизился до 1,5%. Удовлетворить спрос на «мелкую нарезку» в новых офисных центрах не всегда представляется возможным чисто технически. Поэтому небольшие компании всегда были ориентированы на объекты реконструкции, где существует так называемая кабинетная планировка и можно арендовать отдельные комнаты.
Что касается общего объема спроса, то он снизился в 2014 году примерно на 30%, и в 2015-м оставался на том же уровне. В прошлом году избежать снижения спроса в среднем и низком ценовом сегменте офисного рынка удалось за счет «перемещения» арендаторов из премиальных бизнес-центров в менее престижные, но расположенные в хороших локациях. Экономические сложности вынудили многие компании отказываться от дорогой аренды и переориентироваться на более бюджетные варианты.
Собственно говоря, в разряде «В» и «В-» всегда были востребованы маленькие площади — как правило, этот показатель чуть превышал 90% спроса. Таким образом кризис лишь усугубил уже ранее существовавший спрос арендаторов на офисы «мелкой нарезки». Зато резкое снижение спроса наблюдалось для крупных офисов: если в 2012-2013 годах доля запросов на площадь от 1 тыс. кв. м составляла 5-6% от общего числа обращений, то в последние два года этот показатель снизился до 1,5%. Удовлетворить спрос на «мелкую нарезку» в новых офисных центрах не всегда представляется возможным чисто технически. Поэтому небольшие компании всегда были ориентированы на объекты реконструкции, где существует так называемая кабинетная планировка и можно арендовать отдельные комнаты.
Что касается общего объема спроса, то он снизился в 2014 году примерно на 30%, и в 2015-м оставался на том же уровне. В прошлом году избежать снижения спроса в среднем и низком ценовом сегменте офисного рынка удалось за счет «перемещения» арендаторов из премиальных бизнес-центров в менее престижные, но расположенные в хороших локациях. Экономические сложности вынудили многие компании отказываться от дорогой аренды и переориентироваться на более бюджетные варианты.