Конгресс с академическим уклоном, Commercial Real Estate №7 (19), июль 2004

Конгресс с академическим уклоном, Commercial Real Estate №7 (19), июль 2004. Фото 1
В Москве в Российской академии наук с 5 по 9 июня прошел VII Национальный конгресс по недвижимости. Главный организатор - Российская гильдия риэлторов (РГР). В основном риэлторском мероприятии года участвовало около 700 специалистов из 53 регионов. Поддержку конгрессу оказали Торгово-промышленная палата, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, международное объединение риэлторов FIABCI, Московская ассоциация-гильдия риэлторов и др.

Ежегодные национальные конгрессы РГР проводит с 1998 года. Дважды они происходили в Петербурге, а все остальное время - в Москве. Правда, в следующем году организаторы запланировали выбраться в Нижний Новгород, чтобы регионы не чувствовали себя обделенными, а столичные специалисты от real estate стали ближе к российским реалиям.

За семь лет конгресс сменил много разных площадок с соответствующим антуражем. В 2001 г. организаторы превратили церемонию открытия в театрализованное представление: в Таврическом дворце (Петербург) делегатов встречали революционные матросы, а на трибуне стреляли из маузера. В 2002 г. риэлторы собрались в храме Христа Спасителя. Участников (независимо от их религиозных предпочтений) ждали православный церковный хор и приветствие от патриарха. Заседания секций происходили в кельях, а за докладчиками строго следили лики святых с фресок.

На этот раз атмосфера была подчеркнуто деловой и строгой - все-таки Академия наук. Организаторы в принципе отказались от пафосных приветственных речей и заочных поздравлений от федерального и московского правительств, а сразу же перешли к докладам.

По времени конгресс совпал с рассмотрением в Госдуме пакета из 27 законопроектов, посвященных развитию ипотеки и формированию рынка доступного жилья. Выступающие на пленарном заседании пытались проанализировать возможные последствия законодательной революции для рынка недвижимости. Так, президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева представила прогноз динамики спроса и цен на жилье в России в период до 2010 года, рассмотрев разные сценарии хода реформ. По данным «Института экономики города», при наиболее оптимистичном варианте ценовой рост затормозится в 2007 г., а к 2010 г. доля семей, которые смогут приобрести скромную квартиру при помощи собственных средств и кредитов, увеличится до 31 % (в 2003 г. этот показатель составлял 9 %). Очевидно, что внедрение ипотечных механизмов и рост жилищного строительства неизбежно повлияют и на развитие рынка коммерческой недвижимости. Новостройкам нужны торговые центры, кинотеатры, предприятия бытового обслуживания и т. п.

Наиболее популярная среди делегатов часть деловой программы - бизнес-туры и заседания секций, дающие возможность пообщаться в узкопрофессиональном кругу. Так, участники, которые решили посвятить конгрессу выходные, смогли побывать в бизнес-парке «Дербеневский» (компания «Экоофис»), познакомиться с опытом ЗАО «Город» в сфере доверительного управления, посетить подмосковный офисный центр, изучить столичную практику регистрации сделок с недвижимостью и пр. Всего за два дня было организовано 20 бизнес-туров. На секции по коммерческой недвижимости преобладали московские докладчики. По прогнозу Jones Lang LaSalle, в ближайшие время рост офисного рынка продолжится. С учетом отложенного спроса и роста занятости населения к 2009 г. дополнительная потребность в офисных площадях высокого уровня составит 11 млн. кв. м, которые еще только предстоит построить (в настоящее время в Москве насчитывается 2,9 млн. кв. м офисов класса А и В).

По данным экспертов Stiles & Riabokobylko, в 2003 году в эксплуатацию было введено около десятка крупных объектов. Прогноз на 2004 г. - еще 15 ТК и 400 тыс. кв. м. Рост предложения уже приводит к стабилизации и даже снижению арендных ставок в торговых центрах (за последний год - минус 4%). При этом цены на встроенные помещения в пределах основных торговых коридоров продолжают расти.

Несмотря на несопоставимые объемы московского и региональных рынков, тенденции, наблюдающиеся в столице и провинциальных городах-миллионниках, на удивление схожи. При этом проблемы, с которыми сталкиваются риэлторы на местах, отличаются от московских. Представитель петербургского агентства недвижимости «Итака» говорил об узости рынка коммерческих площадей и об усиливающихся диспропорциях между спросом и предложением. В этой ситуации владелец помещения и его клиент зачастую договариваются напрямую, минуя посредников. Добиться от собственника эксклюзивного договора риэлтору практически нереально. Чтобы защититься от недобросовестных компаний, предпочитающих не платить комиссионные, агентства формируют «черные списки» и идут в суд. В рамках заседания секции между руководством РГР и Институтом коммерческих инвестиций в недвижимость США (CCIM Institut) было подписано официальное соглашение об открытии российского чаптера CCIM.

Теперь наши менеджеры смогут не только обучаться по программе CCIM, но и подключатся к работе профессионального сообщества, участники которого ежегодно осуществляют более 50 тыс. операций с недвижимостью на общую сумму свыше $54 млрд.

В дни работы конгресса состоялся традиционный ежегодный съезд РГР на котором Гильдия выбрала себе нового президента. Впервые им стала дама. Игоря Горского на руководящем посту сменила Елена Дранченко, генеральный директор инвестиционно-строительной компании «Енисей» (Москва), в недавнем прошлом - президент Московской ассоциации-гильдии риэлторов.

Еще одно протокольное событие - конкурс «Профессиональное признание». Среди его победителей - московская компания «Экоофис» с проектом бизнес-парка «Дербеневский» (номинация «Лучший реализованный девелоперский проект»), «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки» из Нижнего Новгорода («Лучшая оценочная компания»), «Менеджмент-компания ПСБ» из Петербурга («Лучшая управляющая компания») и др.

В целом же конгресс все больше приобретает черты светского мероприятия. Проблемы рынка обсуждают между боулингом, катанием по Москве-реке, фуршетами и гала-ужином в «Метрополе». Значит, с бизнесом все в порядке.