Лучший город столицы. Золотой дубль «Экоофиса»

Лучший город столицы. Золотой дубль «Экоофиса». Фото 1Впервые в бизнес-парк «Дербеневский», расположенный в Павелецкой промзоне, я попал по служебной надобности нынешней зимой. Хмурая, слякотная московская погодка в сочетании с неласковым словом «промзона», одна часть которого не лучше другой, не обещали ничего особенно яркого и радостного. Тем не менее именно таким оказалось впечатление от тогда еще недостроенного бизнес-парка, реконструируемого группой компаний «Экоофис» из корпусов почившего естественным образом столетнего кожзавода. Возводимый в формате «город в городе» бизнес-парк класса В+ представлял собой почти три десятка тысяч квадратных метров высококомфортабельных офисных помещений на любой вкус и кошелек, «упакованных» в двухэтажные здания такого оригинального дизайна и таких веселых цветов, что радовались, наверное, даже прохожие и проезжие. Это было похоже на «цвет в конце туннеля» - казавшегося бесконечным дефицита офисной недвижимости в столице. В общем - солнечно, свежо и добротно одновременно. И более чем востребовано. Тогда же я познакомился с руководителем и идейным вдохновителем всего проекта -президентом «Экоофиса» Андреем Аркадьевичем Ковалевым. И в очередной раз убедился, что человек похож на то, что он делает. Вернее, наоборот. Спустя несколько дней в «ДМ» появилась обо всем этом публикация, которую я с чистой совестью озаглавил «Офис с видом на будущее». В конце статьи фигурировал расположенный в центре бизнес-парка фонтан, который, как уверяли меня сотрудницы компании, непременно заработает летом.

Будущее состоялось. Фонтан действительно заработал. И надо сказать, что летом почти достроенный бизнес-парк выглядит еще привлекательнее. И, в отличие от нынешнего лета удался, что называется, «на все сто». Цвета отделки стали, похоже, еще ярче. Или их просто стало больше, равно как и арендаторов. Вот только привычного еще с советских времен серого цвета маловато. Совсем нет, я бы сказал. Видимо, серость в «Экоофисе» не приветствуется. «Город в городе» заработал практически на полную мощность — вся инфраструктура от охраны до проката автомобилей, от уютного недорогого кафе до салона красоты -все к услугам арендаторов. И фонтан, как я уже говорил, заработал. Группа компаний «Экоофис» тоже кое-что заработала. Я сейчас не о коммерческой стороне дела, о другом, на мой взгляд, не менее, а быть может, и более важном. О той оценке, которая дана проекту на этот раз не искренне восхищенным журналистом-дилетантом в данной области, а строгими и высокопрофессиональными риэлторскими жюри сразу двух престижных конкурсов, посвященных недвижимости.

Итак, в нынешнем году бизнес-парк «Дербеневский» удостоен Первой независимой премии Commercial Real Estate Awards 2004 в номинации «Лучший бизнес-центр класса В». Кроме того, на состоявшемся в рамках VII Национального Конгресса по недвижимости конкурсе «Профессиональное признание» бизнес-парк «Дербеневский» был объявлен победителем в номинации «Лучший реализованный девелоперский проект 2004». С чем мы «Экоофис» и поздравляем. Помимо прочего, эти абсолютно, на мой взгляд, заслуженные победы говорят и о том, что награды всегда найдут героев. Нашлись бы герои.

- Ожидали побед на таком уровне, даже еще двух сразу? — спрашиваю я у Андрея Аркадьевича.

- Нет, конечно, - отвечает он, просто делали свое дело, старались как можно лучше сделать; наверное, получилось. Хотя, не скрою, мы очень рады, что результат наших усилий оценен на таком высоком уровне.

- Победителям принято задавать вопрос «ваши творческие планы?», избежать этого по-видимому не удастся и мне. Но хотелось бы немного конкретизировать — планы в отношении недвижимости именно для малого бизнеса, с его уровнем доходов.

- Скажу сразу, что мы из начально были ориентированы на этот сектор рынка, как социально значимый для города и в котором проблема нежилых помещений стоит особенно остро. Поэтому, кстати, размер основной ячейки в бизнес-парке составляет 100 кв.м, что как раз удобно для небольших фирм.

- Но, насколько мне известно, средняя ставка арендной платы в бизнес-парке «Дербеневский» составляет около $500 в год за кв.м. Не всегда малое предприятие способно «потянуть» такую аренду...

- Я согласен с вами. Но создание бизнес-парков - коммерческий проект, и чтобы объяснить вам и читателям вашей газеты суть проблемы, я в двух словах обрисую ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день на девелоперском рынке. А она, на мой взгляд, достаточно парадоксальна. Дело в том, что компании, занимающиеся строительством офисов высшей категории класса «А», наиболее дорогих, и работающие по принципу «снес старое — построил новое», оказываются в более выгодном положении, так как срок окупаемости в этом варианте 4-5 лет. Бизнес-парки класса «В» окупаются уже за 6-7 лет. Но ставка аренды там соответственно ниже. Строительство же офисов класса «С» с минимальной ставкой аренды имеет еще больший срок окупаемости. И парадокс заключается в том, что именно недорогие в аренде помещения класса «С» сейчас наиболее востребованы и нужны городу. И только с помощью реконструкци-онной технологии возведения бизнес-парков можно выйти на цифры арендной платы порядка $250 за кв.м в год. Именно это требуется для решения социальных задач, если говорить о социальной ответственности бизнеса. Мы готовы работать и дальше в этом направлении. Есть кадры, апробированные технологии.

- Вопрос средств?

- Вопрос площадок в первую очередь. На территории бывшего АЗЛК, например, освободилось порядка 200 тыс. кв.м бывших производственных корпусов. Сейчас там просто развалины. На мой взгляд, это идеальное место в территориально-транспортном отношении для возведения торгово-офисного комплекса. Причем одну половину можно было бы отдать под торговый центр, а другую - непосредственно под недорогие производственные и офисные помещения для малого бизнеса. 100 тыс. кв.м — это почти 10% всей потребности Москвы в нежилых помещениях. Причем компактно, в одном месте. Наверное, это полезнее для города, для людей, чем возведение на этом месте одной-двух высотных башен. Пусть даже и суперфешенебельных. Если бы нам предоставили возможность реализации этого проекта, то уже через год вид с Волгоградского проспекта был бы совсем иным. А через два мы бы сдали все «под ключ».

- Видя ваши успехи, не сомневаюсь, что так и было бы. Насколько реально участие вашей компании в этом проекте?

- Это уже вопрос не ко мне.

Владимир Швейский