Мода на мини.
BUSINESS Коммерческая недвижимость. Мир&Дом.
Мини-отели заполняют в России ту же нишу, что пансионы на Западе. Однако у нас эта ниша освобождается выбывающими по экономическим причинам гостиницами класса 3*. В Москве их сносят, чтобы построить 4-5-звездочный отель, вПетербурге реконструируют, но с тем же итогом. В городах Золотого кольца и на курортах Черноморского побережья мини-отели заполняют совершенно незанятое поле комфортного размещения.
В последние два-три года в Петербурге более заметно, по сравнению с гостиницами высшего и среднего классов, развиваются мини-отели. «На данный момент инвесторам интереснее снимать сливки в проектах высшего класса 4* и 5*, где спрос пока тоже до конца не удовлетворен, - объясняет директор департамента оценки, консалтинга и аналитики АН«Бекар» Игорь Лучков. Эти гостиницы окупаются значительно быстрее, и норма прибыли для инвестора в них заложена больше. А если инвесторы и обращаются к проектам среднего класса, то это скорее мини-отели, поскольку даже при относительно больших вложениях такие небольшие по объему строительства объекты быстрее можно построить, ввести в эксплуатацию, а, следовательно, и окупить». "Конкурентным преимуществом мини-отелей перед гостиницами среднего класса является местоположение в историческом центре при отсутствии необходимости поиска земельного участка или объекта реконструкции». - считает Генеральный директор ЗАО «МКД»Юрий Воропаев. Сегодня, по оценке «Центра развития малых отелей», в городе функционирует 468 мини-отелей с числом номеров от 2 до 40 (для сравнения: в Москве на сегодняшний день, поданным Весаг. Commercial Property, действует 65 мини-гостиниц). «Поскольку в нормативных документах Ростуризма само понятие «мини-отель» встречается всего один раз в контексте номерного фонда, мы условно определяем как малые отели гостиницы с количеством номеров до 50, и мини-отели- до 10 номеров», - поясняет руководитель"Центра развития малых отелей»(Санкт-Петербург) Алексей Мусакин. Поданным Praktis Consulting&Brokerage. мини-гостиницы занимают уже долю в 20% в общем номерном фонде города. Большая часть из них не имеет соответствующего официального оформления, т.к. размещена в жилом фонде. По данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга, сейчас в городе на1 тыс. жителей приходится около 7 гостиничных мест, тогда как по среднеевропейским показателям на1 тыс. петербуржцев должно приходиться 14-15 гостиничных мест.
Барьеры для инвесторов
Бум создания мини-отелей происходит в Санкт-Петербурге не случайно. В Питере, в отличие от Москвы, действуют жесткие КГИОПовские обременения. Дефицит пятен под застройку подталкивает бизнес к созданию мини-отелей. Но их возникновению в Петербурге способствовал не только очевидный дефицит гостиничных мест. Кроме того, в отличие от традиционного туризма, в городе наличествовал дефицит средств размещения для бизнес-туристов. Тем не менее, на пути инвесторов в этот сегмент стоит ряд барьеров. По словам экспертов, на согласование гостиничного проекта в Питере уходит два-три года. В мае 2006 г. губернатор города Валентина Матвиенко пообещала сократить процедуру прохождения согласований при создании гостиниц до одного года. Однако значительная часть отелей избегает согласовательных мытарств, существуя как«меблированные комнаты». «В Санкт-Петербурге нет свободных зданий, подходящих для реконструкции под мини-отели, - говорит Алексей Мусакин, управляющий мини-отелем Shelfort и руководитель «Центра развития малых отелей". -Инвесторы создают отель в части здания. Если это жилой дом, то при переводе части площадей в нежилой фонд, перепланировке и перепрофилировании в отель необходимо соблюсти целый ряд норм. Например, загрузка продуктов не должна быть ближе 6 м от окна. Именно поэтому собственники мини-отелей выбирают статус «меблированныхкомнат»(70% рынка)».
Впрочем, удлиняет сроки реализации не только согласование самого проекта. В историческом центре,к которому тяготеют отели, катастрофически не хватает энергетическихм ощностей. На переговоры с Ленэнерго для получения мощностей уходит часто до полутора лет. Иногда инвестору самому приходится прокладывать новый кабель, поскольку состояние городских инженерных коммуникаций не позволяет технически реализовать полученное разрешение. Кроме согласований, еще одна проблема для владельцев отелей- это система оценки земли и поиска новых мест для размещения мини-гостиниц. Землю оценивают исходя из максимальной эффективности ее использования, т.е. сколько она будет стоить, если построить на ней жилой дом и продавать квартиры. Но доходность жилой недвижимости и отеля сильно разнится, и отельерам часто не под силу приобрести или арендовать желаемую землю. При подборе новых мест под отели предприниматели получают массу обременении: либор асселить предложенное здание, либо перевести его в нежилой фонд, либо перевезти куда-нибудь находящуюся там государственную службу. В основном для мини-гостиниц, которые располагаются в центре города, инвесторы занимаются реконструкцией существующих зданий.
Если инвестор выбирает здание, в котором проживают жильцы, у него могут возникнуть даже неразрешимые проблемы. «Совсем не всякое здание можно расселить, - констатирует зам. генерального директора Центрального агентства недвижимости Людмила Ефремова. Сначала на допровести обследование дома на предмет возможности расселения. Без него может оказаться, что начатая работа и, главное, потраченные средства пойдут насмарку. Случается так, что собственник квартиры в доме, который инвестор собирается расселить, перевести в нежилой фонд, а затем использовать под гостиницу, уехал в неизвестном направлении, и найти его не представляется никакой возможности", В таком случае нарасселении дома можно поставить крест.