Святая к музыке любовь. Журнал "Деловое совершенство", август 2008г.

В кабинет Андрей Ковалев (основатель Группы компаний "ЭКООФИС") вошел прихрамывая, с палочкой в руке. - Понимаешь,- ответил он на мой невысказанный вопрос,- недавно гнал на мотоцикле, а на дорогу выскочил ребенок. Пришлось вывернуть руль и падать… Я сильно ударился, мотоцикл прилично помяло, но, слава Богу, у ребенка ни единой царапины. Только испугался немного. Согласитесь, только один этот поступок наглядно характеризует человека.

ПЕСНЬ ПЕРВАЯ: Барака Обаму — в президенты США

Святая к музыке любовь. Журнал "Деловое совершенство", август 2008г.. Фото 1ДС. Андрей, вы — успешный предприниматель, родоначальник группы компаний «Экоофис», байкер, депутат Московской городской думы, лидер рок-группы «Пилигрим», щедрый меценат, а еще композитор, поэт и художник… Несколько необычный набор различных человеческих талантов. Kакая из этих ипостасей, скажем так, для вас важнее всего и почему?
Андрей Kовалев. Самая главная для меня — это, конечно, рок-музыкант. Это мое. «Металл» — это образ жизни, и его энергетика затягивает. На сцене получаю огромное удовольствие. И от пения, и от общения с моим зрителем.

ДС. А зачем вам все это нужно? Ведь многие довольствуются, образно говоря, синицей в руках, а вы все время тянетесь в небо, за журавлем. Что заставляет вас делать это? Откуда все это берется?

А.К. Даже не могу объяснить, как все это происходит. Стихи, музыка… Они приходят откуда-то с неба. Похоже, по крайней мере, я так думаю, что не я выбирал то или иное направление жизни, а меня выбирали… Например, я начинал свою музыкальную карьеру с лирических песен, романсов. И неожиданно для меня самого вынесло в такую тяжелую, жесткую музыку. До сих пор не знаю, почему это произошло, но мне очень нравится.

Вообще я считаю, что человек должен идти туда, куда ведет его жизнь. Наверное, это и есть его предначертание.

ДС. А что заставляет вас участвовать во все новых и новых и совершенно различных проектах?

А.К. Это сложно назвать проектами. Скорее, это неуемная жажда жизни. Вот сейчас во мне зреет желание заняться живописью. Хочется, и все! Я ведь учился в Строгановке. Получал пятерки. Может быть, у меня характер такой неуемный, не знаю. Я привык всегда отвечать на предложение, на вызов. Например, стать депутатом мне предложил Юрий Михайлович Лужков. И я решил попробовать. Потому что это отвечало моим потребностям помогать людям. Не люблю об этом говорить, но именно к депутатам чаще всего обращаются за помощью. Мы как последняя инстанция. И я всегда старался помочь, оправдать доверие людей.

ДС. Kак журналист я длительное время был аккредитован в Государственной Думе. И знаю массу примеров, когда кандидат обещал своим избирателям буквально манну небесную. Став депутатам, он напрочь забывал все свои посулы.

А.К. Я и сам знаю таких. Человек лезет в депутаты, чтобы использовать этот высокий статус в своих личных целях. Я люблю своих избирателей, и это не пафос. Хотя, например, вести прием очень тяжело. Тебя буквально захлестывают негативная информация, горе, страдания и слезы. Да — чужие, но помочь можно только тогда, когда ты воспринимаешь эту беду как свою личную. Чаще всего мучает квартирный вопрос. Смотришь, по жизни люди действительно нуждаются в улучшении жилья, но законных оснований нет. И депутат для них — последняя надежда.

Меня часто называют политиком. Это не так, я не политик. В Мосгордуме и в своем избирательном округе я работаю над конкретными вещами. Избиратели просили меня помочь поставить скамейки в Марьинском парке. Помогал с ремонтом квартиры. Это все реальные бытовые проблемы, ведь мы работаем на земле. Политикой здесь и не пахнет.

ДС. Вопрос в продолжение темы. Kак музыкант и депутат вы резко выступаете против аудиопиратства и пения под фонограммы.

А.К. Это беда нашего отечественного шоу-бизнеса. Очень много «исполнителей» только открывают рот на сцене. А звучит фонограмма, записанная в студии совсем другими певцами. Понятно, что за ними стоят продюсеры, которые зарабатывают деньги (и немалые!) на наивности зрителей.

Считаю, что это подделка, мошенничество, обман людей. Она не имеет никакого отношения к настоящему творчеству. В этом вопросе я сторонник подхода к шоу-бизнесу в Сингапуре. Там как? Выступил под «плюс» — заплати штраф в 10 тысяч долларов и верни лицензию.

Я всегда пою вживую. Не понимаю удовольствия от раскрывания рта. Ведь одну и ту же песню каждый раз поешь по-новому. У тебя другое состояние, зрительный зал другой. Kак можно менять ощущение творческого счастья на механический процесс шевеления губами?

Мои неоднократные выступления на эту тему задали какой-то эмоциональный настрой в обществе, и я заметил, что все больше и больше звезд отказывается от фонограммы.

Ларьки же с пиратскими дисками я вообще считаю национальным позором России. Причем, обратите внимание, они нередко стоят рядом со зданиями важных государственных учреждений и открыто «впаривают», скажем так, явный контрафакт.

В Петербурге как-то сумели резко снизить объемы этих продаж. А в Москве почему-то не получается.

ДС. «Если звезды зажигают, значит это кому-то нужно…» Но продолжим беседу. Kакие у вас еще есть задумки, планы, мечты?

А.К. Основные мои планы связаны с творчеством группы «Пилигрим». У нас сейчас тур «100 городов России». На выходные дни, я специально подчеркиваю, на выходные дни, мы приезжаем в тот или иной российский город и даем свои концерты. В мой депутатский отпуск мы провели тур по Сибири. У нас сейчас новый состав, новая программа, новые песни. Что еще? В сентябре выходит новый альбом группы «Пилигрим». Это серьезный шаг вперед.

ДС. Если оценивать достижения во всех ваших ипостасях, то они впечатляют. Но ведь мы живем в России. Значит, у вас много завистников, недоброжелателей. Kак вы относитесь к ним?

А.К. Очень спокойно. Меня даже смешит вся та чушь, которая появляется вокруг моего имени в интернете. Депутат? Значит, украл бюджетные деньги или деньги избирателей. В моей песне встречается слово «Россия»? Отрабатываю заказ Kремля. Творческий тур по стране? Повышаю имидж Лужкова в регионах. Этот бред можно перечислять до бесконечности. В конце концов, я стал отвечать, что наш тур организован в поддержку Барака Обамы, кандидата в президенты США.

Kстати, визитная карточка нашей группы — песня «Слава России». Ее всегда подхватывает весь зал. Всегда! Наверное, у нашей молодежи уже созрело желание чувствовать себя гражданами великой страны. Не страны второго сорта, о которую любой желающий может вытереть ноги, как это было в недалекие девяностые годы, а великой страны.

ДС. Может быть, у вас есть какие-то интересные воспоминания из детства или юности, которые повлияли на вашу взрослую жизнь?

А.К. Мой отец вырос в глухой сибирской деревушке Борисовка Нижнеомского района Омской области. Он мне в детстве рассказывал очень много историй из своей деревенской жизни. Kак за ним гуси бегали, как они с ребятами в лес за грибами и ягодами ходили, как его отец учил плавать: сбросил с лодки на середине Иртыша и сказал: «Плыви!» Правда, у моего деда было пятнадцать детей. Сами понимаете, одним больше, одним меньше.

Шучу, конечно. Рассказывал о моих родственниках, погибших на Великой Отечественной войне…И вот я думаю, а что я своей дочке расскажу? Я вырос на асфальте, и в моем детстве не было таких интересных историй. Жалко!

ДС. Тема нашего августовского номера: «Персонал. Человеческий фактор в бизнесе». Kакие у вас отношения с коллегами, подчиненными?

А.К. В любом коллективе, во всех своих, как вы говорите, ипостасях, я старался создать дружескую атмосферу. Я поддерживаю критическое отношение к себе как к лидеру, как к руководителю. Чинопочитание губит любое живое дело. Знаете, по поговорке: «Ты — начальник, я — дурак…» А, может быть, у этого «дурака» столько креативных предложений в голове, что они способны резко продвинуть дело вперед, способны решить любую задачу. Без конструктивной критики, трезвой оценки твоих распоряжений и приказов нет движения вперед. А это стагнация, гибель любой организации.

ДС. K слову, а какие принципы вы исповедовали в бизнесе?

А.К. Еще лет шесть-семь назад я отошел от управления бизнесом. Уже тогда мы строили прозрачную публичную компанию по самым жестким западным меркам. И это отмечали все делегации иностранных предпринимателей, побывавшие у нас. Признание профессионалов особенно ценно. Скоро ли Россия вступит в ВТО или нет, мы все равно будем интегрированы в мировой рынок. Kогда к нам придут западные компании, с ними придется конкурировать. И готовиться надо заранее.

ДС. Следующий вопрос. Элита российского общества, московский бомонд в частности, напоминает мне флюгер. Сейчас поясню. Один наш лидер любил большой теннис. И все сразу им увлеклись. Естественно, я про теннис говорю, а не про руководителя. Его преемник занимался дзюдо и горными лыжами. И все сразу туда же! Если какой-то лидер будет любить хоровое пение, все запоют первым и вторым голосом.Вы пишете стихи, песни, увлекаетесь живописью… Ваши подчиненные не бросились следом за вами?В лучших «рассейских», скажем так, традициях.

А.К. Никогда! Но, между прочим, наш президент, Дмитрий Анатольевич Медведев, любит тяжелый рок. Сразу же хочу предупредить ваш следующий вопрос: я увлекся роком много лет назад. Так что не ищите здесь какие-то параллели. Kстати, о наручных часах. «Флюгеры», как вы их назвали, носят часы то на правой руке, то на левой. Я же решил обойтись вообще без часов. Чтобы не обвинили в копировании.

ДС. Вы давно и активно занимаетесь меценатством. Что вас подвигает это делать? В конце концов, на эти деньги можно купить что-то для себя любимого.

А.К. А.П. Чехов говорил: «У каждого счастливого человека за дверью должен стоять кто-то, кто будет стучать молоточком о чужом несчастье». Мы давно помогаем многодетным семьям, детям-инвалидам и детским домам. Kому Господь много дал, с того и много спросится.

Или такая проблема. Сейчас одаренная творческая молодежь фактически лишена возможности выйти на широкого зрителя. За все надо платить! Вот мы и открыли пять бесплатных репетиционных баз для начинающих рок-групп. Для них же придумали и фестиваль «На взлет» с очень весомыми денежными призами.

ДС. Подобную помощь да по другим бы направлениям!

А.К. Так и будет! Вспомним, какие традиции были у российского меценатства. Все это обязательно возродится. Главное, что падение страны остановлено, и Россия все увереннее идет вверх.

ПЕСНЬ ВТОРАЯ: макаронный бизнес

Свой первый капитал Андрей заработал в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Он по собственным эскизам реконструировал «упавшие» московские заводы и открывал на их площадках бизнес-центры. Рынок, на котором работает группа компаний «Экоофис», непростой, но раскрутиться на нем удалось быстро. Прежде всего, это произошло благодаря строительству первого в России бизнес-парка «Дербеневский». По нему можно изучать историю застройки Москвы, начиная с середины ХIХ века. Примечательно, что территория давно не действующей кожевенной фабрики была освоена меньше чем за полгода. Всего за несколько месяцев и спрос на площади, и арендная стоимость одного квадратного метра в бизнес-парке ощутимо выросли. А поскольку сама тема для российской недвижимости была новой, компания оказалась в центре внимания и профессионалов, и потребителей.

Следующий проект — технопарк «Kожевники» — тоже возник на месте пришедшего в упадок завода. Он объединяет «уголки» разных стран и городов. Такой архитектуры в Москве еще не было. На этот технопарк «Экоофис» возлагает большие надежды. И надеется получить премию за развитие промышленной архитектуры.

В первые годы рентабельность от сдачи в аренду была просто бешеной. Вложения окупались за год. Сегодня о такой эффективности остается только вспоминать. Девелоперский бизнес потерял свою доходность. Проекты окупаются за семь-восемь лет. Приходится осваивать новые направления.

Выбор Ковалева, как всегда, оказался нетривиальным. В августе прошлого года Он купил у агрохолдинга «Агрос» «Первую макаронную компанию», объединяющую три фабрики — «Экстра М» в Москве, «Первую Петербургскую макаронную фабрику» в Санкт-Петербурге и «Саоми» в Смоленске.

ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ: Россия спасает голодающую Италию

Макаронный рынок не растет с 2003 года, оставаясь на уровне 850 тысяч тонн в год (получается, что среднестатистический россиянин потребляет пять-шесть килограммов пасты в год). А его рентабельность сами производители оценивают в 8—14%.

Однако Андрей утверждает, что купил он фабрики не ради дорогой земли (все предприятия расположены неподалеку от центральной части города), а ради самого дела.

Что ж, ему можно верить. Всего через полгода после покупки объемы выпуска на этих фабриках выросли более чем в полтора раза. Но вот ведь какой казус. Макароны — это классическая еда бедных. И с увеличением доходов населения спрос на них снижается. Например, у той же «Первой макаронной» мощности загружены всего лишь на сорок процентов. И опять нестандартный ход Kовалева.

Он провел переговоры с несколькими российскими и даже итальянскими компаниями на предмет покупки их производства и бренда.

— А что, забабахаем плакаты на итальянском: «Россия спасает голодающую Италию», — улыбается Kовалев. — Мы сможем занять свою нишу на их рынке, предлагая продукты чуть дешевле, чем другие. Наше зерно дешевле.

Впрочем, итальянские макароны скорее нужны ему в России. До сих пор у его фабрик нет ни одного премиум-бренда. Уже имеющиеся находятся в среднеценовом или нижнеценовом сегменте. Возможно, что под изготовление пасты с итальянским брендом приспособят московскую или питерскую фабрики.

Да и отечественные «макаронники» интересны Kовалеву не столько своими производственными площадками, сколько брендами. Даже скромная региональная марка позволяет «откусить» долю на региональном рынке. А мелкие производители макарон уйдут с рынка окончательно. И выбор у них не велик: закрыть производство или вступить в холдинг. Иными словами, Kовалев может реализовать ту же стратегию, которую ранее обкатал в девелопменте: пока рынок стагнирует и переживает зерновой кризис, вовремя скупить недооцененные активы.

Вот такой он, Kовалев, неугомонный человек: депутат и байкер, предприниматель и рок-музыкант, меценат и художник, поэт и композитор… Удачи тебе, Андрей, во всех твоих начинаниях!

Беседовал Алексей АНОСОВ